Взятки – нередкое явление в нашем обществе. Одни с охотой дают взятки, другие с не меньшей охотой их принимают. Что ислам говорит о взяточничестве?
В Священном Коране есть аят:
«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (Бакара, 188).
Приобретение любого имущества в исламе должно быть совершено законным путем. Незаконное приобретение любого имущества запрещено и является грехом. К недозволенному приобретению имущества относятся:
Имущество, приобретенное ростовщичеством или другими запрещенными путями, также считается запретным. Пользоваться таким имуществом человек не имеет права. Из этого следует, что материальные ценности в виде взятки являются незаконными.
Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Если тот, кому мы поручили какое-либо дело и определили жалование, возьмет что-то сверх этого, то данное действие будет незаконным присвоением имущества» (Абу Дауд).
Взятка – это деньги или другие материальные ценности, которые даются должностному лицу в качестве подкупа, чтобы ускорить решение вопроса или решить его в положительном ключе. Взятки порождают несправедливость и способствуют ее распространению, нарушают нравственные принципы, устанавливают между людьми исключительно потребительские отношения.
Читайте также: Важно: что должен знать мусульманин о халяльном заработке
Посредством взяток, люди занимают должности, которые не заслуживают, поступают в вузы, садики, занимая места людей, которым эти места положены по праву. Взятки порождают обман и изменяют привычный и должный порядок вещей, поддерживают лжецов и притесняют честных. Люди забывают о справедливости, становятся зацикленными исключительно на материальных выгодах, злоупотребляют своим положением. И это лишь малая часть тех несправедливостей, которые собственноручно чинят взяткодатели и взяточники.
Пророк Мухаммад говорил, что у человека есть его должность и есть оплата за его труд, все, что он возьмет сверх этого, будет считаться украденным. Судьям и чиновникам запрещены не только взятки, но и подарки, так как, учитывая занимаемую ими должность, это может трактоваться по-разному.
Коррупция – преступление как с точки зрения уголовного кодекса, так и норм шариата. Для взяткодателя – это способствование распущенности должностных лиц, потеря собственного достоинства, для взяточника – это злоупотребления своим положением в целях получения неправедной прибыли, нарушение прав других. Как дающий, так и берущий способствуют распространению несправедливости в обществе и мешают его нормальному развитию.
В хадисе сказано: «Пророк Мухаммад (с.а.с.) проклял того, кто дает взятку и того, кто ее берет» (Абу Дауд).
Единственным случаем, оправдывающим взятки, считается восстановление своих ущемленных прав, то есть если человек оказался в несправедливом положении и может защитить себя и вернуть свои права только подобным способом. Богословы утвердили, что все, что запрещено брать, запрещено и давать, кроме некоторых случаев, из них – взятка для защиты своих прав.
Подарок делается без корыстных целей, а только, чтобы доставить человеку радость, укрепить с ним отношения. Когда человек дает взятку, намерения у него совершенно иные. К тому же, как правило, взятка дается заранее, чтобы как-то повлиять на решение должностного лица. Если же мусульманин хочет отблагодарить, например врача, ему следует это сделать уже после приема.