لَّيْسَ عَلَيْكَ هُدَاهُمْ وَلَكِنَّ اللّهَ يَهْدِي مَن يَشَاء وَمَا تُنفِقُواْ مِنْ خَيْرٍ فَلأنفُسِكُمْ وَمَا تُنفِقُونَ إِلاَّ ابْتِغَاء وَجْهِ اللّهِ وَمَا تُنفِقُواْ مِنْ خَيْرٍ يُوَفَّ إِلَيْكُمْ وَأَنتُمْ لاَ تُظْلَمُونَ
«Не твоя (о, Мухаммад) задача наставить их (ты только указываешь людям на верный путь, призывая их к исламу) – это Аллах наставляет, кого пожелает. Все хорошее, что вы потратите, – для вас же самих. Расходуйте, только чтобы заслужить довольство Аллаха. За все хорошее, что вы потратите, вам воздастся сполна, и с вами не обойдутся несправедливо» (Аль-Бакара, 272).
Толкователи Корана пишут, что мусульмане отказывали в милостыне язычникам и представителям иных религий. Тогда Всевышний Аллах ниспослал этот аят, говоря, что главное – это намерение сделать хорошее дело ради Аллаха. За это обещана награда, а сделать так, чтобы другой уверовал, – лишь во власти Господа.
Отсюда мы понимаем, что помогать немусульманам, в том числе и материально, демонстрируя при этом подлинную исламскую нравственность, – это похвальное и вознаграждаемое дело.
Однажды к Асме, дочери Абу Бакра, пришли ее мать Натила и бабушка, они попросили оказать им помощь, дав им что-либо. Обе эти женщины были многобожницами. По этой причине Асма, ничего не дав им, сказала: «Я ничего не дам вам, не спросив посланника Аллаха (с.а.с.). Так как вы не принадлежите к моей религии».
Придя к посланнику Аллаха (с.а.с.), Асма спросила, может ли она дать им что-то в качестве помощи или нет. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят, а посланник Аллаха (с.а.с.) приказал Асме оказать помощь ее матери и бабушке [Фахруддин ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 7/76].
Передается от Шу`бы: «Посланник Аллаха (с.а.с.) не давал садака многобожникам, пока не был ниспослан аят «Расходуйте, только чтобы заслужить довольство Аллаха». И тогда посланник Аллаха (с.а.с.) стал давать садака и им тоже [Табери, Джамиуль-Байан, 3/63].
Это интересно! Читайте также: Как лучше давать милостыню: скрыто или явно?
В риваяте, приведенном Ибн Абу Хатимом и Ибн Абу Шейбой от Саида ибн Джубайра, говорится: «Посланник Аллаха (с.а.с.) приказывал не давать садака немусульманам». А именно: в риваяте, переданном по каналу отца Ибн абу Хатима от Ибн Аббаса, сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.) приказывал давать садака только нуждающимся мусульманам, пока Аллах Всевышний не ниспослал аят «Не твоя (о Мухаммад) задача наставить их (ты только указываешь людям на верный путь, призывая их к Исламу) – это Аллах наставляет, кого пожелает. Все хорошее, что вы потратите, – для вас же самих».
После ниспослания этого аята, посланник Аллаха (с.а.с.) повелел давать садака каждому нуждающемуся вне зависимости от того, какую религию он исповедует [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 1/478-479].
В сообщении, переданном от Наккаша, эта ситуация раскрывается более полно: «Однажды посланнику Аллаха (с.а.с.) принесли садака, чтобы он раздал его нуждающимся. К нему подошел один иудей и сказал: «Дай и мне тоже». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Из садака, предназначенного для мусульман, тебе ничего не перепадет». Не успел этот иудей уйти, как был ниспослан аят «Не твоя (о Мухаммад) задача наставить их (ты только указываешь людям на верный путь, призывая их к Исламу) ...». Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) позвал этого иудея и дал ему садака.
Затем этот аят был отменен аятом, в котором говорится о том, куда следует расходовать средства, собранные в качестве закята» [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 3/218-219].
В одном из риваятов, переданных от Ибн Аббаса, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении одного из сахабов, который не давал садака своим родственникам, являвшимися идолопоклонниками. И после ниспослания этого аята он стал давать милостыню своим родственникам из числа многобожников.
Актуально! Читайте также: Благое воздаяние за поддержание родственных связей
В риваяте, переданном по каналу Мусанны от Раби`, сообщается, что Раби` говорил: «Если у мусульманина были родственники из числа многобожников, и кто-то из них оказывался нуждающимся в подаянии, то мусульманин не давал садака этому родственнику, аргументируя это тем, что говорил: «Он не исповедует мою религию». Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Не твоя (о Мухаммад) задача наставить их (ты только указываешь людям на верный путь, призывая их к Исламу) – это Аллах наставляет, кого пожелает. Все хорошее, что вы потратите, – для вас же самих».
В другом риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что он говорил: «У некоторых из ансаров были родственники из племен Бану Надир и Бану Курайза, и они не хотели давать им садака, требуя, чтобы те, сначала приняли ислам. В связи с этим и был ниспослан аят «Не твоя (о Мухаммад) задача наставить их (ты только указываешь людям на верный путь, призывая их к Исламу) – это Аллах наставляет, кого пожелает. Все хорошее, что вы потратите, – для вас же самих» [Табери, Джамиуль-Байан, 3/63].
Из этого аята становится совершенно ясно и понятно, что мусульманин не должен пренебрегать своими родственниками и должен оказывать им материальную помощь, невзирая на различия в религии, даже если они являются многобожниками или людьми писания. С другой стороны, можно предположить, что нежелание сахабов давать садака своим родственникам из числа многобожников, продиктовано мыслями о том, что нужда подтолкнет их к принятию ислама.
«Кто расходует свое имущество ночью и днем, скрыто и явно, тем награда от их Господа. Они не испытают страха и не будут опечалены» (Аль-Бакара, 274).
Сюда также относится расходование средств на свою семью (Ибн Кясир).