Дозволяет ли шариат использование средств контрацепции?

Ответ:

  1. Использовать противозачаточные средства (таблетки, презервативы и др.) допускается.

В книге «Аль фикхуль ислями ва аддилятух» том 3 стр. 555 по этому поводу сказано :

[ وَبِنَاءً عَلَيْهِ يَجُوزُ اسْتِعْمَالُ مَوَانِعِ الْحَمْلِ الْحَدِيثَةِ كَالْحُبُوبِ وَغَيْرِهَا لِفَتْرَةٍ مُوَقَّتَةٍ دُونَ أَنْ يَتَرَتَّبَ عَلَيْهِ اسْتِئْصَالُ إِمْكَانِ الْحَمْلِ وَصَلَاحِيَّةِ الْإِنْجَابِ. قَالَ الزَّرْكَشِيُّ: وَيَجُوزُ اسْتِعْمَالُ الدَّوَاءِ فِي وَقْتٍ دُونَ وَقْتٍ كَالْعَزْلِ، وَلَايَجُوزُ التَّدَاوِي لِمَنْعِ الْحَبْلِ بِالْكُلِّيَّةِ ]. (الفقه الإسلامي وأدلته: 3/555)

На этом основании разрешается использовать современные средства, препятствующие беременности, таблетки и подобные им, но без искоренения возможности беременности и пригодности к рождению. Аз-Заркаши сказал: разрешается «Азль» (использование лекарств и средств для прерывания беременности) временно, и не разрешается использовать Азль до полной утраты возможности забеременеть.

  1. Прерывание беременности до 120 дней, если есть вред для здоровья матери или ребенка также допускается, если нет вреда здоровью, то прерывание беременности является макрухом тахрими (близким к хараму), и это является грехом.

В книге «Радд аль-мухтар» том 2 стр. 412 сказано:

  [ وَفِي كَرَاهَةِ "الْخَاتِيَّةِ": وَلَا أَقُولُ بِالْحِلِّ إِذِ الْمُحْرِمُ لَوْ كَسَرَ بَيْضَ الصَّيْدِ ضَمِنَهُ لِأَنَّهُ أَصْلُ الصَّيْدِ، فَلَمَّا كَانَ يُؤَاخَذُ بِالْجُزْءِ فَلَا أَقَلَّ مِنْ أَنْ يَلْحَقَهَا إِثْمٌ هُنَا إِذَا أَسْقَطَتْ بِغَيْرِ عُذْرٍ ... وَنُقِلَ عَنِ "الذَّخِيرَةِ": لَوْ أَرَادَتِ الْإِلْقَاءَ قَبْلَ مُضِيِّ زَمَنٍ يُنْفَخُ فِيهِ الرُّوحُ هَلْ يُبَاحُ لَهَا ذَلِكَ أَمْ لَا؟ اخْتَلَفُوا فِيهِ، وَكَانَ الْفَقِيهُ عَلِيُّ بْنُ مُوسَي يَقُولُ: إِنَّهُ يُكْرَهُ، فَإِنَّ الْمَاءَ بَعْدَ مَا وَقَعَ فِي الرَّحِمِ مَآلُهُ الْحَيَاةُ فَيَكُونُ لَهُ حُكْمُ الْحَيَاةِ كَمَا فِي بَيْضَةِ صَيْدِ الْحَرَمِ، وَنَحْوِهِ فِي "الظَّهِيرِيَّةِ". قَالَ ابْنُ وَهْبَانَ: فَإِبَاحَةُ الْإِسْقَاطِ مَحْمُولَةٌ عَلَي حَالَةِ الْعُذْرِ، أَوْ أَنَّهَا لَا تَأْثَمُ إِثْمَ الْقَتْلِ ].  (رد المحتار: 2/412)

В разделе карахият (нежелательное) книги «Альхания» говорится: "я не говорю, что это является халяль (дозволенным), потому что мухрим (тот, кто вошел в ихрам и совершает хадж), когда разобъет яйцо птицы, должен возместить его, потому что яйцо является основой птицы, если мухрим наказывается за одно яйцо, то как минимум будет грех той, которая прервала беременность без веской причины (как вред здоровью)..."

Передается в книге «аз-Захира»: «Разрешено ли прервать беременность до вдыхания духа в плод (до 120 дней)? В этом есть разногласия. Факих Али ибн-Муса сказал, что это является макрух, потому что семя после того, как попало в яйцеклетку стало жизнью, его хукм будет – живое, подобно яйцу птицы харама (Мекки во время хаджа для хаджия). Подобное приводится в книгие «Аз-захирия».

Ибн Вахбан сказал: "разрешается прерывание, если есть оправдание (вред для здоровья матери или ребенка) этому, если прерывание беременности совершено без оправдания, то становится грешником, но не как за убийство живого человека".

  1. Прерывание беременности после 120 дней является харамом.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle