«Если он развелся с ней (в третий раз), то ему (бывшему мужу) не дозволена она, пока она не выйдет замуж за другого (и не вступит с новым мужем в интимные отношения). И если тот (затем) даст ей развод, то не будет им греха, если они воссоединятся, если считают, что смогут соблюсти границы Аллаха (которые Он установил). Таковы границы Аллаха (Его законы). Он объясняет их знающим людям» (Аль-Бакара, 230).
Сообщается, что этот аят был ниспослан в отношении Аиши бинт Абдуррахман ибн Атик аль-Курази. Сначала эта женщина вышла замуж за сына своего дяди Рифаа ибн Вехба ибн Атика аль-Курази, после чего развелась с ним троекратным разводом, а затем вышла замуж за Абдуррахмана ибн Зубайра.
Будучи замужем за ним, она пришла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и попросила развести её с мужем, указав в качестве причины то, что её муж якобы страдает половым бессилием.
Посланник Аллаха (с.а.с.), улыбнувшись, сказал: «Я так понимаю, что ты хочешь вернуться к Рифаа, но это невозможно, пока вы не попробуете мёда друг друга (то есть пока между вами не будет интимной близости)?».
Актуально! Читайте также: Подготовка к интимной близости. Чистота
В данном риваяте имя главной героини – Аиша бинт Абдуррахман ибн Атик. Хотя в других риваятах упоминаются такие имена, как Тамима бинт Вехб Аби Убайд аль-Курази, Сухейма, Умайма, Румейса и Гумейса, но это одна и та же женщина [Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 2/233; 7/43-44].
Этот же хадис приводят Бухари, Муслим и Насаи, однако без упоминания о том, что он является причиной ниспослания вышеупомянутого аята [Бухари, Таляк, 7, 37; Либас, 23; Муслим, Никях, 111, 112; Насаи, Никях, 43, хадис №: 3281].
Наиболее подробный риваят приводит Бухари. В его риваяте говорится: «В соответствии с риваятом, переданным по каналу Мухаммада ибн Башшара от Икримы, когда Рифаа развелся со своей женой, то после окончания срока идда на ней женился Абдуррахман ибн Зубайр аль-Курази».
Аиша (р.а.) говорила: «Прежде чем пожаловаться посланнику Аллаха (с.а.с.), она пришла и пожаловалась мне. На ней был зелёный платок. Ни у одной другой из верующих женщин я не видела столь зеленого покрывала».
Это интересно! Читайте также: Развод по-мусульмански: о чем должны знать муж и жена?
Рассказ продолжается: «Затем она пришла к посланнику Аллаха (с.а.с.), туда же пришел и Абдуррахман вместе со своими двумя сыновьями от другой жены. Женщина сказала: «Клянусь Аллахом, я не могу сказать о нём ничего плохого. Однако мне нет никакой пользы от его мужского достоинства, даже вот настолько». При этом она показала мягкую часть своей одежды.
Абдуррахман сказал: «О, посланник Аллаха! Она лжет. У меня нет никаких проблем с этим. Просто она проявляет непокорность, желая вернуться своему прежнему мужу Рифаа».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если так, то ты не сможешь вернуться к прежнему мужу, не отведав его (Абдуррахмана) мёда (не вступив с ним в интимную близость)». Затем, увидев двух сыновей Абдуррахмана, посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «Это твои сыновья?». Абдуррахман ответил: «Да».
Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) обратился к женщине сказав: «То, что ты думаешь, является всего лишь предположением. Посмотри, как они похожи на своего отца, подобно тому, как одна ворона похожа на другую» [Бухари, Либас, 23].
В своем тафсире «Дурруль-Мансур» имам Суюти несколько иначе рассказывает эту историю, связанную с Аише бинт Абдуррахман, с точки зрения ее финала.
А именно: в соответствии с риваятом, переданным Ибнуль-Мунзиром от Мукатиля ибн Хаййана, когда Аиша бинт Абу Абдуррахман была замужем за сыном своего дяди Рифаа ибн Вехбом ибн Атиком, Рифаа развёлся с ней. После этого она вышла замуж за Абдуррахмана ибн Зубайра, однако, и он развелся с ней еще до первой брачной ночи.
Читайте по теме: Могут ли разведенные супруги снова заключить брак друг с другом?
Аиша пришла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала: «Абдуррахман развелся со мной, даже не прикоснувшись ко мне. Могу ли я вернуться к своему бывшему мужу?». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ей: «Нет, пока он не прикоснется к тебе (то есть не вступит с тобой в интимную близость)».
Прожив какое-то время вместе с Абдуррахманом, Аиша снова пришла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказала: «Мы стали мужем и женой, и он прикоснулся ко мне».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ей: «Ты солгала, когда пришла в первый раз, и слова, сказанные тобой теперь, я не считаю правдивыми». До самой смерти посланника Аллаха (с.а.с.) Аиша жила с Абдуррахманом.
Когда же посланник Аллаха (с.а.с.) умер, Аиша пришла к Абу Бакру и сказала: «Мы живём со вторым мужем как муж и жена, могу ли я развестись с ним и вернуться к своему первому мужу?». Однако Абу Бакр не удовлетворил ее просьбы, сказав ей: «Я слышал, как посланник Аллаха (с.а.с.) сказал тебе: «Не возвращайся к первому мужу».
После смерти Абу Бакра она пришла к Умару и повторила свою просьбу. Но и Умар не позволил ей вернуться к первому мужу, сказав: «Если ты придёшь ещё раз, я прикажу забить тебя камнями».
В отношении именно этой женщины и был ниспослан аят: «Если он развелся с ней (в третий раз), то ему (бывшему мужу) не дозволена она, пока она не выйдет замуж за другого (и не вступит с новым мужем в интимные отношения)» [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 6/105; Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 1/677-678].
В Коране говорится:
وَإِذَا طَلَّقْتُمُ النَّسَاء فَبَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ سَرِّحُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَلاَ تُمْسِكُوهُنَّ ضِرَارًا لَّتَعْتَدُواْ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ وَلاَ تَتَّخِذُوَاْ آيَاتِ اللّهِ هُزُوًا وَاذْكُرُواْ نِعْمَتَ اللّهِ عَلَيْكُمْ وَمَا أَنزَلَ عَلَيْكُمْ مِّنَ الْكِتَابِ وَالْحِكْمَةِ يَعِظُكُم بِهِ وَاتَّقُواْ اللّهَ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ
«Если вы развелись с женами, и они выждали свой срок, то либо удержите их, согласно установленному (шариатом и хорошими обычаями), либо отпустите их, как установлено. Но не удерживайте их с целью навредить им и нарушить (их права). И кто поступит так, тот причинит вред самому себе (совершив грех, за который может быть наказан). Не шутите с аятами Аллаха (насмехаясь над ними, отворачиваясь от них и не придавая им значения). Помните о благах Аллаха (дарованных) вам, о Книге и мудрости, ниспосланных вам, чтобы наставить вас (и будьте благодарны, следуя приказам и отказываясь от запретного). Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всем» (Аль-Бакара, 231).