«Неважно, молчите вы [говорите про себя] или говорите вслух, скрываетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днем [– Аллах одинаково знает обо всем]. У него [у человека] есть следующие [ангелы] идущие за ним спереди и сзади, охраняющие его по повелению Аллаха [от зла и вреда]. Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. И если Аллах пожелает людям зла, ничто этого не предотвратит. И нет у них покровителя, кроме Него» (Ар-Ра‘д, аяты 10-11).
Эти аяты говорят нам о том, что люди находятся под постоянным божественным наблюдением. Все, что мы говорим открыто или скрываем в нашей душе, все, что мы делаем при свете дня или окутавшись ночной темнотой, находится под пристальным наблюдением Всевышнего и ничто не остается за пределами Его знания. Мы должны искренне верить в это и использовать данное убеждение в качестве контрольного механизма для себя. Однако для того, чтобы этот механизм работал исправно и давал положительные результаты, следует помнить, что Всевышний Аллах держит под контролем не только наши поступки, но и наши намерения.
Приведенные выше аяты из суры «Ар-Ра‘д» также напоминают нам о вечном законе нашего Господа: «Пока человек не изменит себя, Аллах не изменит его положения». Этот божественный закон, прежде всего, подразумевает прямую зависимость воздаяний или наказаний Аллаха от наших собственных поступков. И возлагает на нас большую ответственность: мы должны контролировать себя и, в случае необходимости, вносить некоторые коррективы в наши мысли и действия. Но если мы забудем эту свою обязанность и продолжим оставаться в прежнем состоянии, то это значит, что мы соглашаемся и с последствиями этих поступков.
Эту зависимость, о которой мы говорим, можно понимать и в обратном смысле: пока человек не будет терять свои хорошие нравственные качества и прекрасные свойства души, до тех пор Аллах тоже в ответ продолжит воздавать ему блага без изменений (Аль-Анфаль, 53).
Перемены могут происходить и в положительную, и в отрицательную сторону. В каком направлении мы будем меняться, в том же направлении проявится и волеизъявление Аллаха в отношении нас. Поэтому нам нужно постараться сохранить наши положительные качества и меняться только к лучшему.
Упомянутые в аяте перемены касаются не только наших поступков, связанных с нашей будущей спокойной жизнью в ахирате. Они включают в себя всю нашу деятельность по благоустройству жизни во всех направлениях. Мы являемся свидетелями больших перемен, происходящих в мире во всех сферах жизни, начиная от научных знаний и технологий, заканчивая культурой и искусством.
Причиной отставания исламского общества от других мировых культур является то, что наша умма все еще остается простым зрителем происходящих вокруг нас перемен в науке, технологиях, экономике и других областях. Хотя священные ценности, которыми мы владеем, не являются препятствием на пути прогресса. Наоборот, ислам предупреждает нас о необходимости собственного развития. К примеру, наш Пророк (с.а.с.) говорил о свободном времени, как об очень значительном благе, ценность которого люди не понимают (Бухари).
Он также предупреждал, что мы должны каждый день меняться, развиваться: «Потерпит урон тот, у кого два дня похожи друг на друга» (Бухари).