В арабском языке отсутствует точный аналог русского слова «труд». Вместо него употребляются слова «’амаль» (действие) или «касб» (зарабаток, присвоение). Слово же «труд» подразумевает тяжёлую физическую нагрузку, большую, скажем, чем «работа». Описание его в сравнительно меньшей степени, но присутствует в священных текстах в разных описаниях.
"Ищите у Аллаха пропитание, поклоняйтесь ему и благодарите Его" (29:17).
"А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, — может быть, вы будете счастливы!" (62:10)
"Не забывай своего удела в этом мире" (28:77)
О важности мирской занятости писали некоторые известные Исламские учёные. Имам Газали приводит такой случай из жизни Пророка (мир ему).
Сказал Посланник Аллаха (мир ему):
"Аллах ненавидит пустых молодых людей потому что, если они не заняты каким-нибудь делом, в их сердце обязательно проникнет шайтан, будет там жить, оправдывать себя и радоваться.
Если же шайтан укоренился, то он будет сильнее, чем природная (животная) природа человека, так как шайтан сделан из огня, страсти; в душе молодого человека они, как поле засохшей люцерны, которое, если вспыхнет, невозможно будет потушить".
По мнению современного учёного Ратиба ан-Набулси, Ислам учит тяжёлому труду, но оцениваться он будет не по приносимым материальным результатам, потому что хозяин собственности забывает о существовании бедности. Вера у него не на высоком уровне и, возможно, он будет употреблять это имущество в неблагочестивых делах, «бунтуя» против Аллаха.
Старайся делать добрые дела – что же ты ждёшь от этого мира…
Ислам уравновешивает веру и мирские блага потому, что мир – практический экзамен, а последующая жизнь – воздаяние. Жизнь – место обязательств, а смерть – место воздаяния. Есть известный хадис о необходимости уравнивать мирскую жизнь и поклонение:
Нельзя менять мирскую жизнь (дунью) на последующую (ахират) и наоборот; нам дано жить и там, и там, так как мирская жизнь совершенна только ахиратом.
Даже когда в Коране употребляется словосочетание «хорошие дела», подразумевается возможность или масштаб их реализации. Арабский язык более философский – в слове «касб» подразумевается цель действия, связанная с выгодоприобретением (подразумевает авторство и цель). Это слово хорошо объясняется пословицей «Что посеешь – то и пожнёшь». То есть это некая деятельность, которая принесёт либо пользу, либо страдания (в том числе в последующей жизни). Вот употребление слова «касб» в Коране:
"Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое".
Татарский имам Шахшариф аль-Вали в далёком 1926 году в журнале «Ислам» опубликовал проповедь (хутбу), посвящённую «касбу» (тат. «кәсеп»), то есть важности работы для человека. Он пишет, что Ибн Мас’уд (р.а.) говорил, что не любит безделья как в мирской, так и религиозной жизни. Об этом хадисе упоминает и татарский богослов Мухаммаднаджиб Тюнтяри.
У имама Хамда спросили: если бы он увидел дома или в мечети человека, который говорил бы, что не будет работать, так как ему пропитание и так само собой придёт, то что бы достопочтимый имам ответил? «Я бы ему сказал», – ответил имам, – «что у него нет знаний, он – глупец». В хадисе про птиц, ищущих пропитание с утра до вечера, сказано, что это и есть настоящее упование на Аллаха. Все остальные становятся худыми и страдают от болей в животе.
В-целом, понимание труда в Исламе связано с влиянием его на общество. Труд можно назвать моралью имущественных отношений. Известно, что первый праведный халиф Абу Бакр (р.а.) призывал к труду, говоря, что с неба золото и серебро дождём не прольётся...
Islam-Today