Фото: Neirfy007/ elements.envato.com
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«У Аллаха есть восемнадцать тысяч миров. Ваш мир является одним из этих миров».
О, человек, который придет в восторг от божественного света Аллаха, и который будет созерцать Его великолепие! Ты должен знать, что Аллах существовал до того, как появилось все остальное. У Его существования нет начала. И Он будет существовать, когда не останется ничего, так как Его существование не имеет конца. Все тленно, а Он – вечен. Он видим везде и во всем, то есть Он находится надо всем.
Точно так же все исходит от Него, и обретает свой конец в Нем. Он проявляется своими атрибутами в каждом видимом месте вселенной, а в невидимых субстанциях Он сокрыт своей сущностью.
Нам известно, что у существования есть две стороны. Первая – это истинное существование. Это – сам Аллах Всевышний. Он бесконечно далек от того, чтобы быть похожим на созданных и упоминаться среди них. Вторая сторона – это то, что Аллах является Алимом (знающим). Он знает абсолютно все и объемлет все сущее. Он знает свою сущность, и все то, что требует знание сущности.
Как мы видим, между Аллахом и созданными нет никакой иной связи, кроме божественной помощи.
Для существующих нет большей завесы, чем невежество. В соответствии с первой стороной существования: «Нет никого подобного Ему».
В соответствии со второй стороной существования: «и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура 42/11).
Аллах своей сущностью Гани и не причастен ни к чему. В своей вечности Он не нуждается ни в ком и ни в чем. Наоборот, абсолютно все, нуждается в Нем. Это означает, что ничто не может существовать без Его воли.
1. Созданные с точки зрения самих себя, не существуют. То есть являются небытием.
2. С точки зрения Аллаха, все сущее существует благодаря тому, что Он сотворил их.
Имам Газали в своей книге «Мухаббет» пишет:
«Если бы милость и щедрость Аллаха не снизошла на людей, то после своего сотворения, они снова исчезли бы. Это значит, что Аллах существует сам по себе. А все остальное существует благодаря тому, что Он создал их».
Божественными доказательствами точно установлено, что кроме Аллаха Всевышнего нет другого существа, которое было бы извечным, то есть существование которого не имело бы ни начала, ни конца.
Из книги "Анваруль-ашикын"