Мазхаб

Религиозно-правовые школы называются мазхабы. За века существования исламского вероучения появилось большое количество школ, часть которых были только богословские, а другая часть – политико-богословские. Развитие научной мысли в исламе влияло на появление выдающихся учёных-богословов. На основе трудов таких учёных возникали сильные школы практического применения Сунны и Священного Корана. Все, что касается Шариата в этих школах, повседневное поклонение, формы взаимоотношений, разрешение правовых вопросов и пр., проходит согласно иджтихаду основателя этой школы.

Слово «мазхаб» имеет значение «направится», «пойти». Поэтому в религии любое направление, которое основывается на чьём-то мнении, имело название «мазхаб». Значение «пойти по мазхабу того-то человека» – значит следовать по его пути и принимать его мнение в вопросах религии.

Основатели мазхаба брали за основу Коран и хадисы Пророка Мухаммада. Именно из-за хадисов между мазхабами существовали некоторые различия. Дело в том, что до основателей некоторые из хадисов могли не дойти, что и вызывало отличное от других мазхабов решение. Но, не смотря на это, никаких разногласий между школами не было.

4 Мазхаба в Исламе

На сегодняшний день у мусульман-суннитов сохранились всего 4 мазхаба: ханбалитский, маликитский, ханафитский и шафиитский. Захиритский мазхаб нынче практически исчез. Среди шиитов широко распространён джафаритский мазхаб.

 Ханафитский мазхаб был основан имамом Абу Ханифа, который родился в 80/699 г. в городе Куфе и умер в 150/767 г. в Багдаде. Слово «Ханиф» означает «знающий», «правильно верящий» мусульманин, «Абу Ханифа» – «Отец мусульман с правильной верой». Основной метод, который выносил правовые решения данного мазхаба – это чёткая иерархия вердиктов авторитетов этой школы. Всё своё наследие и знание Абу Ханифа устно передавал своим ученикам, которые их фиксировали и систематизировали. Школа Ханифа поощрялась Аббасидами, которые были заинтересованы в правовой основе государства. Данная школа получила государственный статус в империи монголов и османской империи. Очень много современных мусульман на сегодняшний день являются  последователями этого правового толка.

 Маликитский мазхаб основал имам Малик бин Анас аль-Асбахи, который родился и умер в Медине в 93/711 – 179/795 гг. В маликитском мазхабе мнения и правовые решения Малика предпочтительнее Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее мнения других маликитских классиков. Маликитский правовой толк нашёл многочисленных последователей среди мусульман на западе, в Испании и Северной Африки.

 Шафиитский мазхаб был основан имамом Абу Абдаллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафи'и (150/767 – 204/802гг). Родился он в Газзе и умер в Египте. Имя «аш-Шафи'и» имам взял в честь своего прадеда, который был сподвижником Пророка Всевышнего. Данный мазхаб имел очень большую популярность в Египте в начале девятого века. В Мавераннахаре и Ираке, по своей популярности, шафиитский мазхаб спорил с ханафитским. На сегодняшний день число шафиитов составляют 80% курдов, мусульмане Юго-Восточной Азии и большинство арабов на Ближнем Востоке.

– Ханбалитский мазхаб основал имам Абу Абд лах Ахмад бин Ханбал, который родился и умер в Багдаде (164/780 – 241/855 гг). В этой школе было несколько направлений, которые опираются на разные мнения табиинов и сахабов, разночтения и сомнения в фетвах Ибн Ханбаля, в различие передачи его выводов. Ханбалитский мазхаб имел фундаментальную теоретическую основу и никогда не признавал закрытие «врат иджтихада». Особого распространения мазхаб не получил и на сегодняшний день является доминирующей школой в Саудовской Аравии.

– Джафаритский мазхаб

Мазхаб, основанный Джафар ас Садыком, получил широкое распространение среди шиитов Афганистана, Ирана, Ирака и Азербайджана. Главным шиитским мазхабом, школа стала только в XVIII веке и джафариты получили признание суннитов. Джафаритский мазхаб отличался от суннитских непринятием тезиса о закрытии «врат иджтихада». Также джафариты признают ахбары Сунны лишь те, которые восходят к первым сподвижникам Пророка.

Мазхабы в России

Ханафиты появились в России с ранних лет исламского свидетельства. Ханафитами являются татары, башкиры, народы Волго-Уральского и Сибирского региона. А благодаря трудовой миграции выходцев с Кавказа по территории России, в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Поволжье и др. появились практикующие шафииты.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle