Фото: BLACKDAY/ elements.envato.com
Госпожа Марьям (р.а.), получив благую весть от ангелов, покинула свою семью и Иерусалим, уединилась от всех и отвлеклась от всего, кроме Аллаха, чтобы быть только лишь с Ним одним.
Всемогущий Аллах описывает, что тогда происходило: «Помяни в Писании Марьям. Вот она удалилась от своей семьи на восток и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа, и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека».
«Мы послали к ней Нашего Духа». Кого же? Это был господин ангелов – Джабраиль (а.с.), посланный к великой женщине – госпоже Марьям (р.а.). Джабраиль (а.с.) посещал её и до этого, наведываясь в молельню, пришёл и сейчас, но уже в облике человека.
Описывая столь высокое положение, Всемогущий Аллах не говорит «Мы послали к ней Джабраиля». Нет! Он упомянул о таинстве избрания. Почему Всемогущий Аллах здесь сказал «Нашего Духа»? Похожий пример есть в словах Всемогущего Аллаха о сотворении Адама (а.с.) «вдохну в него от Моего духа». «Когда вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц».
Понятие «Дух» – есть приписывание достоинства. Несомненно, это творение и не является духом Аллаха. Аллах не обладает духом или душой в буквальном смысле. Нет! Он создал его: Мы создали этот дух, и он Наш. То есть, Я Тот, кто создал этот дух, заключил в нём таинство и одарил его особым приписыванием ко Мне. Господин Джабраиль (а.с.) назван Духом от Аллаха, господин Иса (а.с.) назван Духом от Аллаха, Исой бин Марьям (а.с.).
Таково удивительное указание на то, что душа господина Исы (а.с.) была чудом вмещена в утробу его матери без каких-либо предпосылок и не в следствие женитьбы и уединения мужа с женой, не в следствие соединения мужских и женских половых клеток. Господин Иса (а.с.) не был зачат таким образом, он был создан так, как сказал Аллах: «Воистину, Иса перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник».
Когда господин Иса (а.с.) был благословен этим чудом, он получил особое таинство: он был вмещён в утроб своей матери дуновением, это есть одно из чудес, случившихся с ним. Так подобно этому позже господин Иса (а.с.) сделает птицу из глины. Он скажет: «Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха».
Господин Иса (а.с.) взял хорошую глину, сделал из неё маленькую птичку и подул на неё. Благодаря таинству связи дуновений Исы и Джабраиля (а.с.), посланного от Аллаха, эта птичка ожила с духом, вмещённым в неё дуновением. Поистине, пречист Аллах! Мы упомянули об этом событии, лишь чтобы показать, как чудеса продолжались в господине Исе (а.с.).
Что говорит ислам о досточтимой Марьям (Деве Марии)?
Фото: Viktoriia_Dudar/ elements.envato.com
Вернёмся к моменту, когда Джабраиль (а.с.) пришёл к госпоже Марьям (р.а.). «Мы же послали к ней Нашего Духа, и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека». Так, если Джабраиль (а.с.) появится в своём собственном обличие, никто не сможет смотреть на него. Пророк Мухаммад ﷺ видел Джабраиля (а.с.) в его истинном обличии лишь дважды, когда он покидал пещеру Хира и у Сидратуль Мунтаха.
Одно крыло Джабраиля (а.с.) покрывает горизонт с востока до запада. Если он раскроет одно крыло, то человек, стоя на земле, посмотрит на небо и не увидит горизонт: весь горизонт будет покрыт. Простой человек не может выдержать облика господина Джабраиля (а.с.), поэтому он принимает другие физические обличия. Так сподвижники Пророка видели его в разных образах, как передаётся об этом в хадисах Пророка ﷺ. Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сообщает, что он приходил к Пророку ﷺ в мечеть в облике бедуина: «Однажды, когда мы находились рядом с посланником Аллаха, неожиданно появился человек с чёрными-пречёрными волосами одетый в белоснежную одежду…». Итак, сподвижники видели господина Джабраиля (а.с.), но в обличие человека.
Перед госпожой Марьям он «предстал в облике прекрасно сложенного человека», то есть чрезвычайно обаятельного юноши, как говорят одни богословы, и еще в облике порядочного и непорочного мужчины, чтобы его приход не обеспокоил Марьям, как трактуют другие исламские ученые. Есть и те, кто считает, что облик Джабраиля (а.с.) был частью испытания девственной госпожи Марьям (р.а.): последняя проверка её целомудрия.
Она молодая, неописуемо красивая девушка, а не ангел. И пришёл к ней чрезвычайно обаятельный юноша, но она стойко хранит верность Аллаху.
Вспомните о господине Юсуфе (а.с.), так, когда женщина попыталась соблазнить его, он сказал: «Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают». Женщина желала его, но он осознавал доказательства своего Господа.
Каждый согласится, что это испытание. Сегодня, если парень окажется наедине с прекрасной девушкой, каково будет его состояние? Если невероятно красивая девушка окажется наедине с завораживающе обаятельным мужчиной, что она будет чувствовать? Сегодня порой лишь одно слово может растопить сердце девушки, а если парень несколько раз сделает ей комплименты, он привлечёт её внимание и «зацепит» её. Девушка увидит обаятельного юношу по телевидению, певца, игрока… И уже будет носить его фотографию, он завладеет её сердцем.
Взгляните на госпожу Марьям (р.а.)! Всевышний Аллах учит нас посредством её жизни. Когда она увидела его такого, она сказала: «Я прибегаю к Милостивейшему, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Она сразу же обратилась к Господу. Пречист Тот, кто сделал её такой.
В ее обращении есть глубокий смысл: если ты боишься Всемогущего Аллаха, то знай, что я не желаю ничего, кроме праведного. И я прибегаю к защите моего Господа от любого вреда от тебя. А господин Джабраиль (а.с.) сообщил ей в чём дело, так как она заслуживала этого, была готова и обладала необходимой силой и стойкостью в вере, чтобы понести своё бремя. Она уповала на Аллаха, на Милостивейшего, Пречист Он!
Поэтому богословы говорят, что ар-Рахман, Милостивейший, – это особое имя и особое воплощение Всемогущего Аллаха. Имя, которое не может быть применено к человеку. Можно сказать, «тот человек милостивый». Одно из имён Пророка Мухаммада ﷺ – Милостивый. Аллах назвал его так. Наш Пророк ﷺ добр и милостив. Однако «Милостивейший» применяется только к Всемогущему Творцу, поскольку это воплощение милости вместе с несравненным величием и высочеством – Милостивейший может быть только Создатель, Пречист Он.
Что известно о втором пришествии пророка Исы (а.с.)?
Зифа Усманова