Неотъемлемой частью жизни человека является самоотдача и бескорыстное самопожертвование. Все великие достижения человечества рождаются из жертвы, а не из эгоизма. Сделать что-то поистине великое может лишь тот человек, который не думает при этом о себе и не жалеет себя.
В Коране так говорится о людях, которые не жалеют ничего для других:
«Скажи (людям)(о, Посланник): «Поистине, Господь мой (по Своей мудрости) расширяет [увеличивает] удел, кому пожелает из (числа) Своих рабов, и ограничивает (удел) для него (в другой раз)!» Если вы израсходуете что-нибудь (из вашего имущества), (то) Он возместит это [потраченное] (дав другое имущество в этом мире и даровав награду в Вечной жизни); и (ведь) Он – лучший из дающих удел (и Он дарует удел оттуда, откуда вы и не ожидаете)!» (Сура "Саба", аят 39).
Приближающийся праздник Курбан-байрам посвящен памяти такого человека, чья жизнь представляет собой пример непрерывного самопожертвования. Имя его Авраам или Ибрахим (мир ему). Этого человека иногда еще называют отцом всех верующих в Единого Бога – он одинаково почитается представителями всех трех монотеистических религий (ислама, христианства и иудаизма).
Само его имя означает «отец множества народов» - по крови он был родоначальником еврейского и арабского народов, а по духу – отцом и примером для множества людей по всему миру, которые подобно ему, отказались от поклонения ложным божествам и предали себя служению Всевышнему.
Ибрахим (мир ему) еще мальчиком чувствовал всю ошибочность подобных убеждений. Многие из его земляков поклонялись светилам небесным и прочим явлениям природы, но наблюдая за солнцем и луной, он понял, что эти небесные тела – при всей их красоте и могуществе, тоже слушаются чьих-то велений.
Таким образом Ибрахим (мир ему) пришел к мысли о наличии в мире Единого Творца, который стоит за всеми вещами и проявлениями материального мира. И тем более, ему было неприятно видеть, как его соплеменники поклоняются идолам – фигуркам из дерева или камня, созданными человеческими руками, которые человек также может разрушить.
Чтобы доказать им ложность и слабость их божеств, Ибрахим (мир ему) решился на отважный поступок. Выбрав время, когда его соплеменники отлучились, он разрушил всех идолов, которым они поклонялись, кроме одного, в руки которого он вложил большой молот. Когда люди вернулись и увидели, что все их божества разломаны, они набросились на юношу с вопросами – как же это могло произойти, кто это сделал?
Ибрахим (мир ему) невозмутимо ответил – как же вы не видите, вот это главный ваш бог взял и разрушил всех младших идолов. Люди посмеялись – «Неужели ты нас считаешь за дурачков, эти фигурки не движутся и не могут ничего сделать». Пророк, в свою очередь, задал людям вопрос – тогда как вы можете почитать и воздавать почести тем, кто не движется, не говорит и не может даже защитить себя?
Людям ответить было нечего, но упрямство и привычка к заблуждению не дала им признать свою неправоту. Они решили, что смелого юношу следует примерно наказать. Это дело дошло до жестокого царя Нимруда, который правил тем городом. Он решил наказать Ибрахима (мир ему) таким образом, чтобы другим людям было неповадно следовать его примеру.
На городской площади сложили огромный костер – такой большой, что даже подойти к нему было нельзя из-за сильного жара. Юношу привели к этому огню и предложили ему сделать выбор – отказаться от своих убеждений, либо погибнуть в пламени. Однако, он был тверд и решил, что лучше он пожертвует жизнью ради истины, чем откажется от веры в Единого Творца. За свою стойкость он был вознагражден – его бросили в пламя костра, однако, огонь не причинил ему не малейшего вреда. Всевышний защитил его.
После этого чудесного избавления Ибрахим (мир ему) и его семья смогли беспрепятственно покинуть город и отправиться в те земли, которые ему указал Всевышний. Однако самое главное испытание его жизни еще было впереди. Пророк вел праведную и благочестивую жизнь, учил людей вере в Единого Бога, был очень гостеприимным человеком – под его кровом мог найти приют любой путник.
Однако одно омрачало его жизнь – на протяжении десятков лет у него не было детей. И только когда ему было почти сто лет, Всевышний даровал ему сына. Разумеется, пророк и его семья были счастливы – наконец у него появился помощник и наследник. Но в один из дней Всевышний сообщает своему пророку – он должен взять своего сына и принести его в жертву Богу.
Нам трудно даже представить, что чувствовал этот человек – так долго ждать рождения ребенка, наконец получить его и вдруг узнать о необходимости пожертвовать им ради Всевышнего! Однако, пророк, вся жизнь которого прошла в полном подчинении велениям Господа, ни минуты не колебался. Сын его также проявил полную покорность и выразил желания подчиниться своей участи. Вот как описано в Коране это событие:
«Мы сообщили ему благую весть о кротком сыне. Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним (смог помогать отцу в работе), [Ибрахим] сказал: "О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?"
Сын ответил: "О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым"».
Когда отец и сын прибыли к месту жертвоприношения, и отец уже занес руку над сыном, готовый принести его в жертву, пророк получает откровение – что Господь доволен его покорностью и преданностью, а в жертву следует принести барашка. Поскольку Всевышний не требует себе человеческих жертв – таким образом Он лишь хотел проверить, насколько предан Ему Его пророк:
«Когда они оба покорились [воле Аллаха] и [отец] поверг его [лицом вниз], Мы (Аллах) воззвали к нему: "О Ибрахим! Ты исполнил [то, что ведено было тебе] во сне".
Воистину, так Мы воздаем тем, кто вершит добро. Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему [сына] на большую жертву» (сура "ас-Саффат", аяты 101-107).
Таков пример истинной жертвы – когда человек готов пожертвовать тем, что ему более всего дорого (как Ибрахим) или пожертвовать жизнью - как его сын.
«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (сура "аль-Маида", аят 92).
Конечно, в наше время от нас вряд ли потребуется подобная великая жертва. Однако, каждый из нас периодически сталкивается с необходимостью пожертвовать чем-то ради другого человека. Потратить время, чтобы навестить больного родственника или друга. Потратить деньги на помощь нуждающемуся. Потратить силы, чтобы помочь своим родителям по дому или коллегам – в работе.
Самоотдача всегда сопровождается трудностями – нам хотелось бы отдохнуть после работы, однако, мы делаем над собой усилие и отзываемся на просьбы о помощи наших родных или друзей. Деньги нам не даются без труда, однако, получив заработную плату, мы уделяем оттуда какую-то часть на благотворительность, на помощь тем людям, кто нуждается в нашей помощи.
Легко жертвовать и отдавать тем людям, кто может отплатить тем же и принести нам пользу в будущем. Реальное испытание состоит в том, чтобы отдавать нечто людям, которые ничего не могут отдать нам взамен. Людям бывает трудно понять, что их бескорыстная помощь и добрые дела на самом деле не представляют собой потерю – когда вы приносите в жертву нечто ценное для себя, взамен вы получите щедрую награду от вашего Создателя.
Наградой щедрому и бескорыстному человеку в этой жизни служит сознание того, что он обрадовал другого человека – и, как говорится в хадисе: «Тот, кто обрадует своего брата-мусульманина, будет обрадован в Судный день».
В другом хадисе говорится, что участь человека, который облегчает другим людям трудности в этом мире, будет облегчена в будущей жизни:
«С того, кто снимает с верующего одну из его трудностей в этом мире, Аллах снимет с него тяготы в День Воскресения» (Муслим).
В праздник Курбан-байрам мы приносим жертву ради Всевышнего. Разумеется, не потому, что Он нуждается в этих жертвенных животных - таким образом человек показывает свою готовность к самоотдаче, помогает бедным и выражает свою богобоязненность:
«Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (сура "Хадж", аят 37).
Итак, приближается праздник жертвоприношения – Ид аль-Адха или Курбан-байрам. Он напоминает нам о том, что истинно верующий человек должен быть щедрым и бескорыстным, готовым на жертвы ради Всевышнего. Иногда человеку приходится идти на большие жертвы, как Ибрахиму и его сыну (мир им), но в большинстве случаев нам нужно сделать над собой лишь небольшое усилие, пожертвовав своим комфортом и удобствами, уделив нуждающимся небольшие средства или нашим родным – небольшую часть нашего времени.
Однако, все эти усилия сторицей окупятся и в этой жизни – когда нам будет приятно от сознания того, что мы обрадовали другого человека, и, тем более, в будущей, - когда, по милости Всевышнего, мы получим вознаграждение за свою щедрость.
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте: