Кто такие джахмиты?

В исламе существует множество течений и сект. Пророк (с.а.с.) еще 14 веков назад предрек то, что мусульмане разделятся на различные течения так, как разделились последователи прежних небесных писаний: «Иудеи разделились на 71 группу, христиане - на 72 группы, а моя умма разделится на 73 группы» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким).

"72 течения заслуживают Ада, и лишь одно будет в Раю..."
Расулюллах (с.г.в.) говорил: - Народ сынов Исраиля разделился на семьдесят две части. ". Моя умма разделится на семьдесят три секты. Семьдесят две из них заслуживают Ад. Одна будет в Раю. Люди спросили: - О, Посланник Аллаха! Кто они?
05.04.2018
19785

Одним из первых исламских течений является джахмизм, эпонимом которого был Джахмом ибн Сафваном. Считается, что идеи джахмизма сформировались в эпоху противостояния ученых ахлю-сунна с антропоморфами (мушаббиха), которые приписывали Всевышнему Аллаху телесность и качества творений.

Такие великие ученые, как Ахмад ибн Ханбаль (р.а.) считали, что на возникновение джахмизма повлияла индийская и прочая философия, а также христианские и иудейские миссионеры, которые тайно и явно усердствовали в том, чтобы исказить учения Корана и сунны.

Появление различных мазхабов в акыде и фикхе…и «Имамуль-Худа» Абу Мансур аль-Матуриди
Со времен Адама (алейхи салям) и до наших дней было множество Пророков (алейхимусалям), ниспосланных Аллахом для наставления людей на путь Истины и  приходивших с чистой Акыдой, прекрасным нравом и примером и никогда не поклонявшихся кому-либо помимо Всевышнего Аллаха
26.09.2013
3771

Вкратце об убеждениях джахмитов можно рассказать в следующих пунктах:

1. Существование Аллаха можно постичь только посредством разума.

В соответствии с учением джахмитов Всевышний Аллах не описывается теми атрибутами, которые указывали бы хоть на какое-либо сходство с творениями. Поэтому они отрицают такие атрибуты, как слух, зрение, жизнь и прочее. То есть, по их мнению, нельзя говорить, что Аллах, видит, слышит и так далее, но можно говорить, что Он создает, действует, что Он способен на всякую вещь.

Рай и Ад
Имам Абу Ханифа говорит: «Мы подтверждаем, что Ад и Рай – это Истина, и они уже сотворены, никогда не исчезнут и не исчезнут их обитатели, согласно словам Всевышнего Аллаха в отношении верующих
29.01.2014
14534

2. Знание Аллаха ограничено.

Согласно джахмитам, Аллах ограничен в Своем знании, будто бы Он не может знать того, что еще не было, или то, что могло бы быть. Они считают, что Ему не ведомо то, чего не существует и чего не произошло.
Они утверждает, что если Он знал о том, что будет, и о том, что уже создано, это бы требовало изменения в Его знании, а ведь Его атрибуты не могут быть подвержены изменению. Другими словами, знание Аллаха о том, что будет создано, изменилось бы, когда он создал это.

3. Атрибут «речь» не может быть приписана Аллаху.

По их мнению, Аллах не говорил раньше, не говорит сейчас и не будет говорить в будущем, так как способность говорить возможна только благодаря органам речи, от которых пречист Всевышний.

Что касается, разговора Аллаха с пророком Мусой (а.с.), то Аллах, считали джахмиты, Сам не разговаривал с ним. Он лишь сотворил эту речь в другом творении и довел эту речь до слуха Мусы.

Джахмиты также утверждали, что Коран был создан Аллахом. Аргументируют они это мнение аятом: «Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь» (аз-Зухруф, 3). Они говорили, что слово «сделали» (джа'альня) в этом аяте указывает на сотворенность Писания Аллаха.

4. Аллаха невозможно увидеть.

Джахмиты считали, что Аллаха невозможно увидеть ни в этом мире, ни в мире ином, но можно увидеть Его действия и их результат.

Как праведные верующие увидят Всевышнего?
И как эти и другие вопросы раскрываются в матуридитском вероубеждении?
13.08.2015
10797

5. Воля и способность действовать присущи у Аллаха.

Согласно школе джахмитов, все действия творений созданы и не могут быть приписанными им в буквальном смысле. Также, утверждали джахмиты, людям не предоставляется право выбора. Понятия «воля человека» и «возможность действовать» можно понимать лишь в переносном (не буквальном) смысле.

Высказывания ученых относительно течения джахмизм

Практически все ученые ахлю-сунна считали джахмитов заблудшими, а многие даже считали их неверующими.
Имам аль-Бухари (р.а.) говорил: «Я изучал убеждения иудеев, христиан и язычников и не нашел среди них более заблудших людей, чем джахмиты» («Хальк аф'аль аль-'ибад»).

Имам ад-Дарими (р.а.) в своей книге «Китаб ар-радд галя аль-джахмия» перечислил имена ученых, которые считали джахмитов неверующими. Среди них он перечислил Саляма ибн абу Мути'а, Хаммада ибн Зейда, Язида ибн Харуна, Ибн аль-Мубарака, Ваки'а, Малика ибн Анаса и других.

В этой же книге имам, рассказав о том, что джахмиты считали Коран сотворенным, сказал: «Я считаю их неверующими так же, как и другие ученые».

Что такое "таавиль" и почему он вызывает столько споров?
В любом языке есть слова, имеющие прямое и переносное значение, то есть возможно аллегорическое толкование, но только толкование, соответствующее правилам арабского языка. Таавиль без доказательства мы отвергаем. Ни одно аллегорическое толкование без доказательств Корана и Сунны не принимается. Мы знаем, что Аллах – Знающий. Мы не приписываем Аллаху забывчивость. Хотя Аллах и сказал, что «Он забудет их».
27.10.2014
10795

Islam-today

Социальные комментарии Cackle