Кто такие джахмиты?
В исламе существует множество течений и сект. Пророк (с.а.с.) еще 14 веков назад предрек то, что мусульмане разделятся на различные течения так, как разделились последователи прежних небесных писаний: «Иудеи разделились на 71 группу, христиане - на 72 группы, а моя умма разделится на 73 группы» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким).
"72 течения заслуживают Ада, и лишь одно будет в Раю..."
Расулюллах (с.г.в.) говорил: - Народ сынов Исраиля разделился на семьдесят две части. ". Моя умма разделится на семьдесят три секты. Семьдесят две из них заслуживают Ад. Одна будет в Раю. Люди спросили: - О, Посланник Аллаха! Кто они?
Одним из первых исламских течений является джахмизм, эпонимом которого был Джахмом ибн Сафваном. Считается, что идеи джахмизма сформировались в эпоху противостояния ученых ахлю-сунна с антропоморфами (мушаббиха), которые приписывали Всевышнему Аллаху телесность и качества творений.
Такие великие ученые, как Ахмад ибн Ханбаль (р.а.) считали, что на возникновение джахмизма повлияла индийская и прочая философия, а также христианские и иудейские миссионеры, которые тайно и явно усердствовали в том, чтобы исказить учения Корана и сунны.
Появление различных мазхабов в акыде и фикхе…и «Имамуль-Худа» Абу Мансур аль-Матуриди
Со времен Адама (алейхи салям) и до наших дней было множество Пророков (алейхимусалям), ниспосланных Аллахом для наставления людей на путь Истины и приходивших с чистой Акыдой, прекрасным нравом и примером и никогда не поклонявшихся кому-либо помимо Всевышнего Аллаха
Вкратце об убеждениях джахмитов можно рассказать в следующих пунктах:
1. Существование Аллаха можно постичь только посредством разума.
В соответствии с учением джахмитов Всевышний Аллах не описывается теми атрибутами, которые указывали бы хоть на какое-либо сходство с творениями. Поэтому они отрицают такие атрибуты, как слух, зрение, жизнь и прочее. То есть, по их мнению, нельзя говорить, что Аллах, видит, слышит и так далее, но можно говорить, что Он создает, действует, что Он способен на всякую вещь.
Рай и Ад
Имам Абу Ханифа говорит: «Мы подтверждаем, что Ад и Рай – это Истина, и они уже сотворены, никогда не исчезнут и не исчезнут их обитатели, согласно словам Всевышнего Аллаха в отношении верующих
2. Знание Аллаха ограничено.
Согласно джахмитам, Аллах ограничен в Своем знании, будто бы Он не может знать того, что еще не было, или то, что могло бы быть. Они считают, что Ему не ведомо то, чего не существует и чего не произошло.
Они утверждает, что если Он знал о том, что будет, и о том, что уже создано, это бы требовало изменения в Его знании, а ведь Его атрибуты не могут быть подвержены изменению. Другими словами, знание Аллаха о том, что будет создано, изменилось бы, когда он создал это.
3. Атрибут «речь» не может быть приписана Аллаху.
По их мнению, Аллах не говорил раньше, не говорит сейчас и не будет говорить в будущем, так как способность говорить возможна только благодаря органам речи, от которых пречист Всевышний.
Что касается, разговора Аллаха с пророком Мусой (а.с.), то Аллах, считали джахмиты, Сам не разговаривал с ним. Он лишь сотворил эту речь в другом творении и довел эту речь до слуха Мусы.
Джахмиты также утверждали, что Коран был создан Аллахом. Аргументируют они это мнение аятом: «Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь» (аз-Зухруф, 3). Они говорили, что слово «сделали» (джа'альня) в этом аяте указывает на сотворенность Писания Аллаха.
4. Аллаха невозможно увидеть.
Джахмиты считали, что Аллаха невозможно увидеть ни в этом мире, ни в мире ином, но можно увидеть Его действия и их результат.
Как праведные верующие увидят Всевышнего?
И как эти и другие вопросы раскрываются в матуридитском вероубеждении?
5. Воля и способность действовать присущи у Аллаха.
Согласно школе джахмитов, все действия творений созданы и не могут быть приписанными им в буквальном смысле. Также, утверждали джахмиты, людям не предоставляется право выбора. Понятия «воля человека» и «возможность действовать» можно понимать лишь в переносном (не буквальном) смысле.
Высказывания ученых относительно течения джахмизм
Практически все ученые ахлю-сунна считали джахмитов заблудшими, а многие даже считали их неверующими.
Имам аль-Бухари (р.а.) говорил: «Я изучал убеждения иудеев, христиан и язычников и не нашел среди них более заблудших людей, чем джахмиты» («Хальк аф'аль аль-'ибад»).
Имам ад-Дарими (р.а.) в своей книге «Китаб ар-радд галя аль-джахмия» перечислил имена ученых, которые считали джахмитов неверующими. Среди них он перечислил Саляма ибн абу Мути'а, Хаммада ибн Зейда, Язида ибн Харуна, Ибн аль-Мубарака, Ваки'а, Малика ибн Анаса и других.
В этой же книге имам, рассказав о том, что джахмиты считали Коран сотворенным, сказал: «Я считаю их неверующими так же, как и другие ученые».
Что такое "таавиль" и почему он вызывает столько споров?
В любом языке есть слова, имеющие прямое и переносное значение, то есть возможно аллегорическое толкование, но только толкование, соответствующее правилам арабского языка. Таавиль без доказательства мы отвергаем. Ни одно аллегорическое толкование без доказательств Корана и Сунны не принимается. Мы знаем, что Аллах – Знающий. Мы не приписываем Аллаху забывчивость. Хотя Аллах и сказал, что «Он забудет их».
Islam-today
Читайте также:
-
Дозволено ли мастурбировать хотя бы раз в месяц?
У меня очень сложная ситуация, я не хочу грешить, не хочу прелюбодействовать, но жениться я тоже не могу. Если снимать сексуальное напряжение путем мастурбирования, хотя бы раз месяц...Дозволено ли подобное? (Рашид)
-
Священный Коран: "О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?"
Слова должны соответствовать делам, поскольку слушающие увещания люди, которым понравится красноречие проповедника, будут наблюдать за его делами и поступками, и если его дела будут соответствовать его словам, то они последуют за ним и будут подражать ему
-
Низами Гянджеви
Низами Гянджеви – поэт-романтик, мистик, который создал новые стандарты литературного произведения, подарил средневековой персидской поэзии реалистический стиль, а также разговорную речь. О жизни поэта есть мало информации, единственным достоверным источником являются его произведения. Неизвестна также и точная дата рождения поэта. Есть сведения о том, что Низами родился между 1140 – 1146 годами (годом рождения поэта считают 1141 год). Умер он приблизительно в 1209 году.
-
Фото дня: сотни норвежцев окружили мечеть в Осло
Сотни горожан собрались возле мечети "Джамаат-и Ахл-и-Сунна" для того, чтобы...
-
Исламская линия доверия: "Не могу простить мужу второй никах"
Мы с мужем женаты уже не один десяток лет, у нас есть дети. В прошлом году он без моего согласия взял себе вторую жену. Она взрослая женщина, старше меня и моего мужа. У нее есть дети и даже внуки. Ни я, ни родители мужа не благословили его брак...
-
Сколько ангелов участвовало в битве при Бадре?
О помощи верующим со стороны ангелов, открыто говорится в 9 и 12 аятах суры Анфаль, кроме этого существуют сообщения от некоторых сахабов, в которых говорится о том, что...
-
Черты характера шайтана
Когда Нух (мир ему) сошел с ковчега на землю, к нему пришел шайтан. Нух (мир ему) спросил у шайтана: "Эй, враг Аллаха! Какие черты характера человека помогают тебе и твоим воинам сбить его с пути?"
-
Можно ли жениться в месяц Рамадан?
Молодых мусульман интересует вопрос, можно ли жениться и устраивать никах в Рамадан. Разберем этот вопрос в статье.