Первый таравих-намаз будет прочитан 23 апреля 2020 года после ночного намаза.
Напоминаем, что в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой в республике, стране и в мире, в этом году таравих-намазы возможно совершать лишь в домашних условиях. В мечетях РТ данный намаз совершаться не будет. Решение об исполнении таравих-намаза будет считаться действительным до 23 мая или до принятия другого решения.
Таравих намаз является сунной муаккада. Единогласным мнением (иджма’) сахабов, таби’инов и 4 имамов мазхабов установлено, что таравих намаз состоит минимально из 20 рака’атов.
Тот, кто оставляет молитву таравих в месяц Рамадан или сокращает ее, выполняя менее 20 рака’атов, совершает действие, противоречащие единогласному мнению сахабов, и осуществляет поступок, от которого следует максимально отстраниться.
Имеются хадисы, в которых говорится:
« أنه ﷺ مَا كَانَ يَزِيدُ فِي رَمَضَانَ وَلاَ فِي غَيْرِهِ عَلَى إِحْدَى عَشْرَةَ رَكْعَةً»
«Посланник Аллаха ﷺ в Рамадане и вне Рамадана больше одиннадцати рака’атов не читал»(«Сахихуль-Бухари», 2013).
Однако в этом и ему подобных хадисах, по мнению мусульманских правоведов (факихов), говорится о тахаджуд намазе, а не о молитве таравих. Тахаджуд намаз читается как в Рамадан, так и вне Рамадана, таравих же читается исключительно в месяц Рамадан.
Изначально Пророк Мухаммад ﷺ читал намаз около трех дней с джама’атом в мечети, но затем Посланник Аллаха ﷺ, остерегаясь того, что молитва таравих будет вменена в обязанность, перестал читать ее с джама’атом.
В известной книге по фикху «аль-Ихтияр» говорится:
«Таравих намаз является сунной муаккада. Посланник Аллаха ﷺ совершал этот намаз в первых числах месяца Рамадан, а в следующие ночи не вышел к людям, объяснив это боязнью того, что постоянность в нем может стать причиной вменения в обязанность (став фардом) этого намаза. Праведные халифы и все верующие, начиная со времён ‘Умара (радыяллаху ‘анху) и до сегодняшнего дня, относились к этому намазу с большим вниманием и ответственностью» («Аль-Ихтияр ли т’алилиль-мухтар» т.1 стр. 68).
Таравих намаз – это сунна. Имам аль-Хасан передает это мнение от имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘аляйхи). Доводом являются слова посланника Аллаха ﷺ:
«إن الله تعالى فرض عليكم صيامه وسننت لكم قيامه»
«Всевышний Аллах сделал пост фардом в этом месяце, я же сделал намаз (таравих) в нем сунной».
Также Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«عليكم بسنّتي وسنّة الخلفاء الراشدين من بعدي»
«Я завещаю вам держаться моей сунны и сунны праведных халифов, которые будут после меня» («Аль-Мухытуль-бурхани филь-фикхиль-Н’умани» т. 1, стр. 456).
В книге «ад-Дурруль-мухтар» написано: «Таравих – сунна муаккада, и праведные халифы и остальные сахабы, как мужчины, так и женщины, единогласны в этом. Затем имам ибн ‘Абидин (рахматуллахи ‘аляйхи) говорит, что количество рака’атов этого намаза равно двадцати» («ад-Дурруль-мухтар» т. 2, стр. 45).
Основной довод: когда ‘Умара бин аль-Хаттаба (радыяллаху ‘анху) собрал людей и имамом назначил ‘Убай бин К’аба, то приказал совершать именно двадцать рака’атов.
Имам Малик передает от Язида бин Румана (рахматуллахи ‘аляйхима), что люди во времена ‘Умара бин аль-Хаттаба (радыяллаху ‘анху) читали таравих в двадцать три рака’ата. А также ‘Али (радыяллаху ‘анху) приказал совершать этот намаз в двадцать рака’атов («Аль-Мугни ли ибни Куддама» т. 2, стр. 123).
Такие ученые, как имам ас-Саури, ибн аль-Мубарак, имам аш-Шафи’и (рахматуллахи ‘аляйхим) считали, что молитва таравих состоит из двадцати рака’атов. А также имам аш-Шафи’и сказал, что он застал жителей Мекки читающими таравих намаз в двадцать рака’атов («Сунанут-Тирмизи» т. 2, стр. 162).
Имам ан-Навави (рахматуллахи ‘аляйхи) говорит, что таравих намаз – сунна. И читается он в двадцать рака’атов, каждый намаз по два рака’ата («Аль-Муджм’у шархуль-мухаззаб» т. 4, стр. 31).
А Аллах знает лучше.
Духовное управление мусульман РТ