Что СМИ никогда не расскажут о мусульманке?

За последние несколько месяцев я неоднократно задавала людям один и тот же вопрос: Что вам приходит на ум, когда вы представляете женщину-мусульманку? Независимо от того – говорю ли я с группой аспирантов в престижном университете, журналистами со всего мира или широкой аудиторией, ответы были поразительно похожими: 

Мнения о мусульманке, которые я слышу, не отличаются от тех, какие я слышала вскоре после взрывов 11 сентября. Хуже того, стереотипы, которые возникли десять лет назад, кажется, со временем только укрепляются в умах людей. 

Беспомощная мусульманка, кажется, не просто стереотип. "Мусульманка" стала синонимом "беспомощной жертвы." 

Надо сказать, изображения СМИ мусульманок внесли свою лепту в создание стереотипа жертвы и сделали это нормой. Существует три распространенных способа СМИ в изображении мусульманских женщин:

  1. Закутанные – СМИ имеют навязчивую идею сосредоточиваться на том, как мусульманка одета или не одета, вместо ее личности и того, кем она является. Интересно, что медиа не говорят о «раздетых» девушках, а хиджаб, паранджа и никаб – всегда в центре внимания.
  2. Угнетенные – всегда жертва. Мусульманка часто представляется средствами информации как безмолвная, покорная, пассивная и подавленная женщина. СМИ скрывают достижения мусульманских женщин, особенно тех, кто не подходит под стереотип жертвы.
  3. Одинаковые – каждая мусульманка, как и любая другая женщина, – индивидуальность. Но по какой-то причине медиа удобно выставлять всех мусульманок одинаковыми, как роботов, прислуживающих своим мужьям и не имеющих своего мнения.

Не учитывается богатое разнообразие мнений, внешнего вида, спектров веры, профессий, культур и даже языков, которые существуют среди мусульманских женщин. Вместо этого – полностью искаженный образ, который, возможно, имеет свой политический подтекст.

Данные исследования показали, что более 91 процентов статей в центральных газетах Великобритании негативно изображают мусульман.

Какое влияние подобное изображение мусульман оказывает на аудиторию?

Средства информации и сообщение, которое они представляют, играют важную роль в нашем сознании и формировании взглядов. Также медиа влияют на мнения о женщинах и об их роли в обществе.

Мусульманки сталкиваются с двойной проблемой – нехваткой справедливого изображения, потому что они женщины и искаженное изображение, потому что они – мусульманки.

Даже среди прогрессивной аудитории, которая решительно выступает за права женщин и их положительное представление в средствах массовой информации, много глубоких стереотипов о мусульманках женщин.

Антимусульманские стереотипы имеют длительную сложившуюся историю в американской попкультуре. Постоянно повторяясь, эти разрушающие образы и картинки управляют мыслями и чувствами зрителей, заставляя расти гневу и неразумности по отношению к мусульманам.

Представления американцев об арабах и мусульманах удивительным образом остаются неизменными на протяжении десятилетий. Несмотря на разнообразие арабской и мусульманской жизни, экранные арабы и мусульмане появляются в большинстве случаев в одном и том же амплуа. Арабская женщина в большинстве случаев безмолвная и покорная марионетка, облаченная в черное, бесприкословно выполняющая требования своего хозяина-мужа. 

Интересно, что в обществе, где 62 % американцев никогда не встречали мусульман, бытуют такие стереотипы. Когда экран является посредником-представителем мусульман, стоит ли удивляться, что 49% американцев думают, что ценности ислама расходятся с ценностями американцев. Или что 45% американцев говорят, что чувствовали бы неудобство, если мечеть будет рядом с их домом. Продолжительный шквал экранных образов осложняет некоторым американцам принятие истинных мусульман в свое общество.

Я не отрицаю, что угнетение мусульманских женщин существует в некоторых частях мира. Женщины не могут водить машину в Саудовской Аравии, обязаны носить покрывало, девушкам не разрешается ходить в школу по правилам талибов в Афганистане. 

Но значит ли это, что все мусульманские женщины, независимо от того, где они живут, не водят машину, не ходят в школу и ничего не добиваются?

У меня есть четырехлетняя дочь. И будучи девочкой, растущей в Америке, ей придется столкнуться с двойной проблемой.

С одной стороны, она будет видеть чрезмерно сексуальные и искаженные образы женщин на экранах. Печальное воздействие, которое оказывает на девочек просмотр таких унизительных образов женщин приводит к тому, что они растут с меньшей уверенностью в себе и в своих силах.

В принципе, как и многие девушки в Америке, моя дочь вырастет сосредоточенной главным образом на своем внешнем виде, ложно полагая, что ее внешность – это ее главная ценность.

В то же время, будучи мусульманкой, моя дочь будет видеть образы мусульманской женщины, представленные медиа, которая является объектом жалости и презрения.

Столкнувшись с подобным изображением, мне интересно, как она может вырасти с положительной самооценкой. И если она не будет верить в себя, как она сможет чего-либо достичь в жизни и внести свой вклад?

И нет никаких сомнений в том, к чему, в конечном итоге, все приведет: выросшая в свободном обществе, она станет еще одним примером «безнадежной» мусульманки.

Что необходимо сделать, чтобы противостоять стереотипам женщин-мусульманок, которые существует в средствах массовой информации?

Недавно у меня состоялся разговор с выдающимися женщинами в исламском мире, чтобы обсудить этот вопрос.

Эти женщины согласились, что самый лучший способ для людей, чтобы преодолеть предубеждения о мусульманских женщинах – просто познакомиться с одной из них.

И я вам гарантирую, что ни одна из них не подойдет под существующий стереотип.

Самина Али, Huffingtonpost 

Социальные комментарии Cackle