Наверное, многие из вас, прочитав такой заголовок, решат, что здесь какая-то ошибка – как может грех, то есть, нарушение запрета Всевышнего, быть лучше поклонения и сделать кого-то ближе к Богу? Наоборот, грехи удаляют нас от Его милости и навлекают Его гнев. Но есть ситуации, когда грех может послужить ступенькой к духовному пробуждению и возрастанию человека. Как такое случается – об этом мы поговорим далее.
Для начала вспомним известный хадис:
«Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, если бы вы не грешили, - если бы была община, которая не совершает грехи, Аллах уничтожил бы ее и заменил теми людьми, которые грешат и совершают покаяние. Ибо Аллах Прощающий и любит прощать людей» (Сахих Муслим).
То есть, как мы видим, Пророк (мир ему) говорит верующим о том, что иногда Всевышнему могут быть приятны и угодны люди, которые грешат, а потом совершают покаяние. Разумеется, здесь речь не идет о том, что нужно специально пренебрегать повелениями нашего Господа, намеренно отказываясь от выполнения чего-то обязательного или совершая запретное. Но поскольку человек слаб, ему свойственно периодически совершать ошибки и промахи. Если он осознает свою ошибку, раскаивается и старается исправиться, то, как следует из хадиса, Аллах прощает такого человека – поскольку Он милостив и любит прощать.
Более того, община, состоящая из таких слабых и несовершенных людей, которые нуждаются в покаянии, более угодна Богу, чем сообщество людей, которые не совершают грехи. Что здесь имеется в виду? Дело в том, что раскаявшемуся человеку свойственно смирение перед Богом, осознание собственного несовершенства, стремление к Его прощению. Он не горд, не заносчив, он не смотрит свысока на других людей. Наоборот, в нем просыпаются сострадание и милосердие к чужим недостаткам, поскольку он видит, что сам не застрахован от подобных вещей.
Исламские ученые, которые много занимались вопросами очищения сердца человека и духовного совершенствования, специально обращали внимание на этот момент. В частности, известный суфийский шейх и праведник Ибн Атаилля аль-Искандери писал:
«Грех с униженностью и потребностью в Аллахе лучше, чем поклонение вместе со славой и гордыней» («Тадж аль-Арус»).
В другой своей книге, «Аль-Хикам», он писал: «Иногда для тебя открываются врата поклонения, но не открываются врата принятия (этого поклонения). Иногда ты совершаешь грех, и это служит причиной твоего приближения к Аллаху».
Духовному росту человека могут угрожать несколько распространенных опасностей. В частности, человек, который ведет внешне благочестивый образ жизни – особенно, если окружающие его люди проявляют небрежность в соблюдении религиозных обязанностей, может впадать в гордость и самодовольство.
Он начинает считать себя особенным существом, небывалым праведником, достигшим особого положения перед Богом, начинает презирать окружающих, относиться к ним грубо и пренебрежительно, смотреть на них свысока. И вот тогда Всевышний устраивает так, что этот человек неожиданно допускает какую-то оплошность – к примеру, он пропускает намаз или нарушает пост, забывает о данном кому-то обещании, говорит неправду.
Эти ошибки показывают ему, что он – такой же слабый человек, как и окружающие его люди, и у него нет причин считать себя лучше других.
Другой ученый, имам Шаркави поясняет, почему грех иногда лучше поклонения, в комментариях на книгу аль-Искандери:
«И это потому, что поклонение порой бывает связано с бедами в искренности. Например, самодовольство этим благим поступком, опора на него, унижение того, кто не совершил такой поступок, – это всё препятствует принятию Аллахом благого поступка. А грех порой сопровождается поиском защиты у Аллаха, принесением извинений Ему, унижением себя и возвеличиванием того, кто не совершил такой грех, и тогда грех становится причиной прощения Его и получения Его милости».
Далее он пишет:
«Следует смотреть на суть вещей, а не на внешнюю форму. Если кто-то совершает поклонение, это не значит, что оно обязательно будет принято, поскольку в нем может отсутствовать искренность. Если совершается грех, это не значит, что совершивший его отвергается Аллахом, иногда грех бывает причиной приближения ко Всевышнему».
Если вы регулярно совершаете намаз и держите пост, это еще не значит, что эти ваши благие дела непременно будут приняты Всевышним. Ведь для принятия нашего поклонения необходимо правильное намерение и искренность. Если же мы совершаем все эти деяния, чтобы похвастаться своей набожностью перед другими людьми, возвеличиться перед ними, ждем похвалы за это, то эти наши благие дела ничего не стоят в глазах Бога.
Для таких людей грех бывает лучше показного и напыщенного поклонения. Раскаяние возвращает такого человека «с небес на землю», в нем пробуждается сокрушение о содеянном, смирение, искренняя нужда в помощи Всевышнего. И тогда его поклонение становится по-настоящему искренним, совершаемым ради Аллаха, а не ради самодовольства и гордости.
Есть хадис-кудси, где содержатся следующие слова Всевышнего: «Я (Аллах) – с теми людьми, чьи сердца сокрушены, разбиты ради Меня». Всевышний с теми людьми, чьи сердца чувствуют горечь, печаль, трепет ради Аллаха, из страха перед Ним.
Но если наше поклонение порождает в нас самодовольство, мы считаем, что более не нуждаемся в помощи и защите Всевышнего, поскольку живем правильно, - но грех пробуждает в нас раскаяние и нужду в Его помощи, – тогда грех гораздо лучше подобного поклонения.
Кто-то может сказать – наверное, здесь не имеются в виду какие-то тяжелые грехи, а мелкие упущения и недостатки, как лень, забывчивость, раздражительность, пустые разговоры, сплетни и им подобное. Конечно, мы говорим прежде всего, о таких недостатках – которые присущи всем людям, но из исламской истории нам известны случаи, когда люди, совершавшие тяжелые грехи – как убийство, грабеж, прелюбодеяние, становились великими праведниками.
К примеру, Фудайль ибн Ияд, великий праведник второго века по хиджре, в молодости был разбойником, наводившим страх на купеческие караваны. Впоследствии он раскаялся и стал большим ученым и праведником. Другой известный святой, Бишр ибн аль-Харис – известный по прозвищу аль-Хафи, то есть босоногий, ходивший без обуви, также в молодости вел разгульный и беспечный образ жизни, но потом обратился ко Всевышнему и стал праведным человеком.
Из сказанного, конечно, упаси Бог, не следует, что кому-то из нас следует сначала стать разбойником, чтобы потом раскаяться и оказаться праведником. Эти истории – свидетельство того, что нам не следует презирать и смотреть свысока ни на одного человека, кто знает, каковым будет конец его жизни – и нашей жизни.
Грешный человек, который потом раскаялся и обратился к Богу, будет потом всю жизнь благодарен Ему за то, что Он спас его от грешной жизни, и эта благодарность будет рождать в нем нужду в Его помощи и смирение перед Ним.
Внешне праведный человек – который никогда не совершал каких-то ошибок и упущений, может предстать перед Создателем с пустыми руками, поскольку все его поклонение было совершено не ради Его довольства, а из гордости и высокомерия.
И последний момент – который также угрожает нашей духовной жизни, - это лень и душевная спячка, когда из поклонения верующего человека уходят радость, благодарность, энтузиазм, душевный подъем. Религиозные действия становятся для него рутиной, надоевшей обязанностью, которую хочется поскорее сделать, чтобы вернуться к более интересным делам. (об этом мы уже писали ранее - Лень, устал или просто не хочется... Как ощутить радость от поклонения?).
В таком случае ошибка или оплошность также может пробудить человека от духовной спячки, вызвать в нем раскаяние – а значит, желание следить за собой, чтобы больше не совершать подобных ошибок. В таком случае грех будет лучше, чем подобное поклонение, в котором нет ничего духовного, кроме лени и скуки.
Итак, какой можно сделать вывод из вышесказанного? Искренне служащий Богу человек познается по результатам его поклонения – если его поклонение рождает в нем смирение перед Всевышним, нужду в Его помощи и любовь к Нему, значит, это поклонение было правильным и искренним.
Но если поклонение не рождает в душе человека ничего кроме скуки, либо порождает черствость сердца, высокомерие и самодовольство, такое поклонение ничем не лучше греха. Поэтому Господь иногда допускает, чтобы такой – духовно спящий, человек совершил какой-то грех, чтобы пробудить его от лени, от гордости, от эгоизма, внушить ему смирение и искренность.
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте: