«Казанский мусхаф Корана опережает египетский аль-Мухаллияти более, чем на сто лет»

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

В своей книге «Печать Священного Корана в городе Казани» известный в исламском мире специалист в области коранических наук, доктор Ганим Каддури аль-Хамид из Ирака подробно изучил историю татарского феномена книгопечатания, а именно издание печатной версии главной книги мусульман. Внештатный автор «Миллиард.Татар» ознакомился с трудом.

«Форма написания букв в казанском мусхафе очень близка к почерку ар-Райхани»

Доктор Ганим Каддури считает, что казанский мусхаф (свитки Корана — книга) отличается от других изданий Священного Корана.

«Несмотря на то, что казанский мусхаф набран печатными буквами, в нем не использован ни один из известных арабских шрифтов, как это бывает обычно. Однако следует отметить, что форма написания букв в казанском мусхафе очень близка к почерку ар-Райхани, в котором смешаны почерк насх и почерк сульс. Этим свойством казанский мусхаф отличается от других версий», — пишет он.

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Исследователь отмечает, что казанские издания Священного Корана были самыми первыми, которые соответствовали Усмановскому начертанию (начертание слов, написанных в Коране, с точки зрения количества букв и их разновидностей – авт.).

«Мусхаф Казани является первым мусхафом, в котором применялось Усмановское начертание. Если первые издания мусхафа Казани имели некоторые недостатки, то в последних изданиях они были устранены… Казанский мусхаф почти на один век опережает все другие мусхафы, которые были изданы в современности и соответствовали Усмановскому начертанию», — констатирует Каддури.

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

Фото: ДУМ РТ, Ильнур Мифтахов

«Исследователи забыли об истории издания Священного Корана в городе Казани»

Ученный уверен, что именно Казань стала первым городом издания Священного Корана, но была не замечена специалистами.

«На протяжении веков взоры исследователей истории его издания были обращены на Стамбул, Каир, Алжир, Бейрут и другие города исламского мира, и тем самым эти исследователи забыли об истории издания Священного Корна в городе Казани, столице мусульманской Республики Татарстан в Российской Федерации», — пишет Каддури.

Исследователь уверен, что именно Казань стала первым местом издания Корана, опережая восточные страны.

«Если мы возьмем дату издания первого Казанского мусхафа, то есть 1801 г., копия третьего издания которого, изданного в 1803 г., имеется у нас, и сравним с датой первого издания мусхафа в Египте, который соответствовал Усмановскому правописанию, то есть, мусхафа аль-Мухаллияти, изданного в 1908 г., то станет очевидно, что казанский мусхаф опережает аль-Мухаллияти более, чем на сто лет. Это очень внушительная цифра, свидетельствующая о том, что жители Казани приобрели опыт в области науки и искусства», — говорит он.

История первого в мусульманском мире печатного Корана (Фото)

Фото предоставлено пресс-службой Музея-заповедника «Казанский Кремль»

Фото предоставлено пресс-службой Музея-заповедника «Казанский Кремль»

Как издавался Коран в Казани?

Доктор Каддури приводит данные, что основанная в 1800 году Азиатская типография Габдулгазизом Бурашевым выпустила первое издание Священного Корана в 1801 году.

«Священный Коран впервые был издан в Казани в том же 1801 г. Первое издание Священного Корана было осуществлено под предводительством основателя типографии Габдулгазиза Бурашева и стало основой для казанского мусхафа. В 1802 и 1803 гг. Священный Коран был издан в той же типографии», — сообщает ученый.

Автор книги замечает, что «читатель удивится большому количеству изданий Священного Корана, которое было осуществлено в Казани в XIX веке, — общее число их достигает ста тридцати. С 1901 по 1916 г. Было выпущено около тридцати изданий Священного Корна в типографиях Казани, пока в 1917 г. не свершилась большевистская революция, которая стала препятствовать изданию Священного Корана, и продолжалось это на протяжении долгого времени».

Все версии Священного Корана, изданные в Казани, называются «Калям Шариф» (Священное Слово).  Ученный отмечает, что такое название указано на всех изданиях Священного Корана, вышедших в Казани и добавляет, что жители Казани привыкли видеть название «Калям Шариф» на обложке Священного Корана в своей стране. 

Доктор Г. Каддури отмечает, что в Казани помимо издания Корана целиком существовали выпуски его некоторых частей.

«Наряду с изданием полного священного Корана в Казани были изданы сотни версий некоторых частей Священного Корана. Число этих изданий достигало трехсот, и они отличаются друг от друга по объёму. Известно также издание в Казани одной седьмой части Священного Корана, начиная с суры «аль-Фатх» до последней суры под названием «Хафтияк», то есть «Седьмица» (одна седьмая часть Священного Корана), так как в Казани детей учили в первую очередь этой части Священного Корана», — пишет исследователь в книге.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Издается ли сейчас Коран в Казани? 

Ученный констатирует, что в городе Казани и в настоящее время издается Коран, и существует интерес к изданию.

«У жителей Казани не исчез интерес к изданию Священного Корана. После паузы, которая длилась около семидесяти лет в период советской власти, они вновь обратили свое внимание на Священный Коран и его издание. У казанцев не ослабевает интерес к публикациям новых превосходных изданий Священного Корана.  Они вобрали в себя особенности казанского мусхафа и мусхафа Медины».

Исследователь считает, что у казанского мусхафа есть будущее, и два пути его развития. Первый путь — сохранение отличительных особенностей казанских мусхафов с точки зрения правописания, проставления знаков, подсчета аятов и частей Корана, а также знаков остановки.

Второй путь — согласие между отличительными особенностями казанских мусхафов и мусхафов, изданных в восточных мусульманских странах, как мусхаф аль-Амири, мусхаф Медины и другие.   

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Какое мнение исследователя о казанском издании Священного Корана?

Доктор Г. Каддури рассказывает, что впервые познакомился с казанским мусхафом в библиотеке Каирского университета в 1975 году. Эта версия Корана была издана в 1878 году.

«Я познакомился с этим мусхафом во время учебы в магистратуре и дал небольшое описание данной версии Священного Корана, и в этот момент я думал, что этот мусхаф является единственным казанским мусхафом. Мои знания относительно казанского мусхафа были очень скудными и ограниченными, пока я не был приглашен принять участие в международной конференции на тему «Казанский мусхаф: историческая ценность и будущее», которая прошла в Казани 31 марта 2018 г. После моего участия в этой конференции и написания исследования о правописании в казанском мусхафе истина открылась, а картина прояснилась. Предо мною — опыт издания Священного Корана в настоящее время, которое опередило опыт других. Данный опыт принадлежит этому древнему городу, и этому опыту уже более двух столетий. Это подтолкнуло меня вернуться к исследованию и создать книгу, которая разъяснила бы историю издания Священного Корана в Казани и показала особенности, которыми отличаются казанские мусхафы с точки зрения правописания, огласовок, деления на части и подчасти, а также знаков остановки», — отмечает он.    

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Автор делится своими выводами: 

1. Казань является первым мусульманским городом, в котором был издан Священный Коран, и, «соблюдая осторожность, скажу: Казань является одним из первым городов, в котором был издан Священный Коран».

2. Количество изданий Священного Корана в Казани огромное. В книге Анаса Халидова «Далиль аль-Матбу ат аль-арабия фи Русия» перечислено 158 полноценных изданий казанского мусхафа, а также сотни изданий некоторых частей Священного Корана, которые были осуществлены до 1917 г. После 1990 г. появились новые издания.

3. Самый древний мусхаф, изданный в соответствии с Усмановским правописанием в странах Арабского Востока, появился через сто лет после издания казанского мусхафа.

4. Те люди, которые работали над изданием казанского мусхафа, стремились сохранить внешний вид и то начертание, которое ранее использовалось при его издании. Они также стремились к тому, чтобы сделать максимально точными и правильными правописание и огласовки, чтобы избежать каких-либо опечаток в его издании, а также выбора недостоверного мнения. Все это выяснилось при сравнении казанского мусхафа, изданного в 1803 г., с другим казанским мусхафом, вышедшим в 2021 г.,  он учитывает в себе отличительные особенности казанских мусхафов с отличительными особенностями современных восточных мусхафов».  

Казань – первый в мире город массового издания Священного Корана (Фото)

Автор: Яхъя Зарипов, milliard.tatar

Социальные комментарии Cackle