Разум стремится логически связать воедино происходящие во всем мире события, понять причины возникновения тех или иных явлений и прийти к какому-то единому результату. Например, человек путем размышлений и опыта постигает, что для появления зеленого ростка или получения зерна, нужно сначала посеять в землю семена и хорошенько полить их водой и только тогда можно ожидать урожая. Человек видит и убеждается в том, что полученный урожай не появился сам по себе, что для этого необходим кто-то, кто бросит семена в землю и будет за ними ухаживать. Таким же образом, разум постигает, что все во Вселенной происходит в причинно-следственной связи. Он начинает верить, что этот совершенный порядок во Вселенной тоже имеет какую-то причину. И если человек расширит свое воображение, то придет к такому же выводу о необходимости какой-то могучей силы, которая сотворила этот порядок и эту гармонию.
Коран призывает человека использовать свой разум, размышлять и делать правильные выводы. В качестве прекрасного примера такого человека приводится пророк Ибрахим (а.с.). С помощью своего разума он пришел к убеждению в том, что у этого чудесного порядка во Вселенной должен быть свой великий Создатель, и уверовал в Него (См. Ан’ам, 6:74-79; Мумтахина, 60:4).
На примере Ибрахима (а.с.) ясно видно, что иман – это осознанное явление, которое достигается путем логических размышлений, опирающихся на разум и опыт. Когда человек познает мир и происходящие в нем явления, он приходит к состоянию осознанной веры. Тогда он переживает сладостное чувство глубокой веры в Аллаха и душевного спокойствия.
На всех людей в целом и на верующих в особенности возлагается обязанность использовать свой разум. А раз так, то иман и разум нельзя отделять друг от друга. Именно поэтому религиозные установки обращены и к сердцу, и к разуму человека. В связи с этим, приведенные нами аяты указывают на правильное соотношение имана и разума. Соответственно, состояние принятия имана не обычное, заурядное явление, а такое состояние человеческого сознания, которое достигается на основе логических и научных данных. Этот уровень сознания определяет взаимоотношения человека с Аллахом Тааля. Поэтому уверовать вовсе не означает выходить за пределы разума, а наоборот, является результатом применения своего разума. Если оценивать в рамках научных данных существующий во Вселенной восхитительный порядок, то понимаешь, что у этого чудесного произведения искусства должен быть свой мастер и что таким мастером может быть только Всевышний Аллах.
То, что сущность Аллаха превосходит человеческое понимание, не означает непостижимость разумом того, каким способом ниспосылается божественное откровение или что представляет собой потусторонний мир. Но эти истины пока находятся за пределами человеческого познания. То есть разум человека не достиг того уровня, чтобы в точности охватить их сущность, а человеческий глаз неспособен увидеть сокровенные явления. С учетом этого, в Коране темы, связанные с иманом, определены как вера в сокровенное. И все же человек, исходя из видимого, в состоянии прийти к убеждению в истинности сокровенного.
В приведенных аятах Всевышний Аллах сообщает о наличии множества знамений для обладающих разумом в сотворении человека и других живых существ, в устройстве Вселенной, в смене дня и ночи, в оживлении земли после дождя и в смене ветров. Эти знамения свидетельствуют о том, что безупречно действующий во Вселенной порядок не является результатом случайных совпадений, а является творением великого Создателя, обладающего безграничной силой и могуществом. Эти доказательства взывают к нам, чтобы мы уверовали в Него. В 12-м аяте суры «Нахль» говорится об этом:
«Он покорил вам ночь и день, солнце и луну. Звезды также покорны Его воле. Воистину, в этом – знамения для людей разумеющих».
Веря в то, что Аллах есть великий творец, мы должны смотреть на мир и на все существующее в нем глазами разума, как на поучительные примеры. Наша способность познавать зависит от нашего умения размышлять. Если мы станем размышлять и постигнем высшую гармонию, царящую во Вселенной, то наша вера в Аллаха достигнет уровня исследования. И такой иман будет не подражательной, неосознанной верой, а станет результатом исследования, проведенного с использованием разума и основанного на научных доводах.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.