Абу аль-Лайс говорил, что праведное деяние имеет четыре составляющих:
Также существует три вида ширка (придания Аллаху равных):
Расулюллах (с.г.в.) говорил: «Рия портит все дела, переворачивает их полностью». Посланник (с.г.в.) также сказал: «Рия состоит из семидесяти разделов. И даже самый нижний из них - ширк. Бойтесь даже малого ширка!» У него спросили: «О, Посланник Аллаха! А что такое малый ширк?» Он ответил: «Если кто-то совершает поклонение ради того, чтобы его увидели люди, - это рия. А если он оставляет поклонение, чтобы угодить людям, тогда это ширк».
Таким образом, рия (лицемерие, двуличие) - это такое состояние, из-за которого приходят в негодность любые деяния, любое поклонение. Имам Фахри ар-Рази в «Тафсир аль-Кабире» поведал следующее: «Если кто-то, совершая поклонение, будет думать о получении саваба, или станет поклоняться из-за страха перед Адом, то его поклонение будет неправильным, поскольку оно совершается не ради восхваления и возвеличивания Аллаха, и в его намерениях нет искренности».
В «Аль-Кашшафе», хадисах и в книге «Ихья» говорится, что если кто-то, не покаявшись в больших и малых грехах, станет поклоняться, правильно совершит намаз, соответствующий шариату, то он выполнит фарз, исполнит свой долг. Однако за это не получит воздаяния, его саваб не поднимется к небесам. Его поклонение не будет принято Всевышним.
Если будет суждено покаяться в этом мире, то будут отпущены большие и малые грехи. Но если не будет суждено покаяться в этом мире и человек умрет, не покаявшись, тогда все зависит от воли Аллаха. Если захочет - помилует, а если захочет - накажет. Недаром Всевышний говорит:
«Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллах способен на всякую вещь» (Сура «Бакара», аят 284).
Если человек покается в больших грехах, тогда благодаря поклонению будут прощены и его малые грехи. Не случайно Расулюллах (с.г.в.) говорил: «Если покаяться в больших грехах, то совершение пятикратного намаза от одной пятницы до другой, от одного Рамазана до следующего Рамазана станет искуплением за малые грехи».
Следует знать, что искреннее покаяние (тауба насух) предполагает раскаяние в грехах, оставление запретного и намерение не возвращаться к греховному в дальнейшем. При совершении большого или малого греха такое покаяние является ваджибом, т. е. обязательным, поскольку за грехи положено наказание.
Из книги "Анваруль-ашикын"