«Они спрашивают тебя (о, Мухаммад, о наследстве того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей). Скажи: «Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков». Если умрет мужчина, у которого нет ребенка, но есть сестра (родная или сводная), то ей (сестре) принадлежит половина того (наследства), что он оставил. (Если произойдет противоположное этому, и умрет сестра, а брат останется в живых, то) он также наследует после нее, если у нее (сестры) нет ребенка (или родителей). Если их (сестер) две (или больше), то им две трети того, что он (их брат) оставил (вне зависимости от их возраста). А если они братья и сестры, то мужскому полу – доля, равная доле двух женщин. Аллах объясняет вам это (истинные установления), чтобы вы не сбились (с верного пути в этих вопросах). И Аллах знает обо всем» (Ан-Ниса, 176).
По поводу каляля в Коране имеется два аята в суре ан-Ниса. Одним из них является 12-й аят, в котором говорится: «Если у (умерших) мужчины или женщины, которые оставили наследство, нет родителей или детей, но есть брат или сестра (по матери), то каждому из них – одна шестая», а вторым является данный аят.
Поскольку первый из них был ниспослан зимой, то он известен как аятуш-шита, а данный аят был ниспослан летом, и поэтому известен как аятус-сайф [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 11/120].
В риваяте, переданном Хумайди от Джабира ибн Абдуллаха, сообщается, что Джабир ибн Абдуллах рассказывал: «Однажды, когда я тяжело болел, навестить меня пришел посланник Аллаха ﷺ и Абу Бакр (в риваяте Ибн Маджи говорится посланник Аллаха ﷺ, Абу бакр и Умар).
В тот момент я находился в полубессознательном состоянии. Посланник Аллаха ﷺ попросил воды и совершил малое омовение, а оставшуюся воду вылил на меня. Благодаря этому я пришел в себя и сказал: «О, посланник Аллаха! Что ты прикажешь мне делать с моим имуществом?».
Он промолчал, ничего не ответив, пока не был ниспослан аят о наследстве» [Абу Бакр Абдуллах ибн аз-Зубейр аль-Хумайди, аль-Муснад, 2/516, хадис №: 1229].
В риваяте Абу Дауда вместо «аята о наследстве», сказано «был ниспослан аят «Они спрашивают тебя (о Мухаммад, о наследстве того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей). Скажи: «Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков»».
У Вахиди в книге «Асбабун-Нузуль» хадис от Джабира передается следующим образом: «Когда я был болен, посланник Аллаха ﷺ пришел навестить меня. Рядом со мной находились семь моих сестер. В какой-то момент я потерял сознание. Посланник Аллаха ﷺ подул мне в лицо, и я пришел в себя.
Я спросил: «О, посланник Аллаха! Могу ли я завещать две трети своего имущества своим сестрам?». Он ответил: «Да, можешь».
Читайте также: Диалог Всевышнего и Его Посланника ﷺ, не сходящий с уст мусульман
Я спросил: «А могу ли я завещать им половину?». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, можешь».
После этого он оставил меня и вышел, а затем вернулся и сказал: «О, Джабир! Я не думаю, что ты умрешь от этой болезни. Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором определил долю твоих сестер в твоем наследстве, в размере двух третей».
Джабир говорил: «Аят: «Они спрашивают тебя (о, Мухаммад, о наследстве того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей). Скажи: «Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков», был ниспослан в отношении меня» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 129; Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/133].
В риваяте, переданном от Джабира ибн Абдуллаха, который приводит Табери, сообщается, что у Джабира было девять сестер, а также упоминается о том, что у него не было ни детей, ни живого отца.
В соответствии с риваятом, переданным Саидом ибнуль-Мусаййебом, Умар, придя к посланнику Аллаха ﷺ, спросил (имея в виду наследство того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей): «О, посланник Аллаха! Аллах Всевышний не разъяснил этого?». И тогда был ниспослан этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 6/28].
В соответствии с риваятом, переданным от Бера ибн Азиба, этот аят является самым последним ниспосланным аятом Корана.
В другом риваяте, переданном от Бера, говорится: «Самой последней ниспосланной сурой является сура ат-Тауба, а самым последним ниспосланным аятом Корана является последний аят суры ан-Ниса в котором говорится: «Они спрашивают тебя (о, Мухаммад, о наследстве того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей). Скажи: «Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков»» [Бухари, Тафсируль-Куръан, 27].
Данный аят был ниспослан в то время, когда посланник Аллаха ﷺ готовился отправиться в путь для совершения прощального хаджа [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 6/20].
Фото: shutterstock.com.