Каким должен быть идеальный сосед с точки зрения ислама?

Люди, которые живут рядом с нами, зачастую являются для нас важнее и необходимее нам, даже чем родственники. Хороший сосед может стать для нас больше, чем братом или сестрой – поддержать в несчастье, помочь в беде, разделить вместе с нами радость. Дурной сосед, наоборот, способен сильно отравить и испортить жизнь – недаром люди, покупая дом или квартиру, обычно спрашивают о том, хорошие ли рядом живут люди. У разных народов существуют примерно одинаковые поговорки о соседях:

Близкий сосед лучше дальнего родственника.

Если хороший сосед, забора не надо.

Прежде чем дом купить, узнай, кто соседи.

Друга познай прежде, чем в дорогу собрался, соседа - пока не начал строить дом.

И наоборот, сам человек должен стараться быть хорошим соседом, остерегаясь причинять соседям вред и неудобства – таким образом, он обеспечит безопасность и благополучие себе и своей семье.

Важность хорошего отношения с соседями многократно подчеркивается в нашей религии. У соседа есть особые права на наше внимание и хорошее отношение.

Всевышний Аллах, призывая верующих к хорошему отношению к людям, отдельно подчеркивает необходимость доброго отношения к соседям:

«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов» (4:36).

Передают, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу» (Аль-Бухари и Муслим).

Какими правами обладают соседи?

1. С соседями следует здороваться, обмениваться приветствиями и вежливо интересоваться их делами. Весьма желательно угостить чем-то соседей (если вы готовите какое-то особенно вкусное блюдо) или обменяться подарками – особенно в дни праздников:

«Обменивайтесь подарками, и вы полюбите друг друга». (Аль-Бухари, аль-Байхакы).

В другой версии этого хадиса сказано:

«Обменивайтесь рукопожатиями, и исчезнет злоба, и обменивайтесь подарками, и вы полюбите друг друга, и исчезнет ненависть» (имам Малик, со слов Ата аль-Хорасани).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал сподвижнику Абу Зарру: «О, Абу Зарр, когда варишь мясо, налей побольше воды и поделись с соседом» (Муслим).

И наоборот, нельзя пренебрегать подарками соседей и вести себя с ними высокомерно – не отвечать на приветствия, не здороваться.

Пророк, (мир ему и благословение) говорил:

«О, женщины-мусульманки! Никто не должен пренебрегать подарком соседа, даже если это (только) баранья нога» (Бухари).

2. Сосед имеет право на нашу помощь и поддержку в беде. Пророк (мир ему и благословение) сказал верующим:

«Не будет совершенной вера такого человека, кто заснул сытым, в то время как рядом с ним голодный сосед». (ат-Табарани).

Люди обычно приходят за помощью к соседям, если у них в доме кончилась соль, спички, хлеб, или пришли гости, а в доме не хватило посуды или иной утвари. В таком случае нехорошо жадничать и отказываться одолжить подобные вещи.

Всевышний Аллах сказал, что отказ в помощи – тем более, по мелочным поводам - есть признак дурного, неискреннего человека:

«Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам, которые лицемерят и отказывают даже в мелочи!» (107:4-7).

3. Соседи должны чувствовать себя в безопасности рядом с нами – запрещено причинять им вред и беспокойство. Будет запретным, к примеру, выбрасывать мусор на их участок, строить слишком высокий забор, который будет отбрасывать тень в огород соседа, производить излишний шум и включать громкую музыку, беспокоя соседей.

Не следует позволять детям громко кричать под окнами соседей или топать у них над головой. Недопустимо перекрывать соседу доступ на его участок или в его квартиру (размещая, к примеру, какие-то свои вещи перед его дверью или ставя машину рядом с его входом).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал об этом: «Никто не должен причинять вред соседу, даже воткнув колышек в его стену» (Бухари).

Пророк (мир ему и благословение) также сказал:

«Клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал!» Люди спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот, чей сосед не чувствует себя в безопасности от его зла» (Ахмад; аль-Бухари, Муслим).

4. К вреду, причиняемому соседом, следует относиться терпеливо – хотя, разумеется, это не отменяет допустимости мягко указать соседу, что он или его домашние каким-то образом причиняют вам неудобства.

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал, что он слышал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

«Аллах любит того человека, который, имея плохого соседа, который вредит ему и беспокоит его, переносит его обиды с терпением, пока Аллах не прекращает это дело либо в течение их жизни, либо вследствие смерти одного из них» (Ахмад и Ат-Табарани).

5. Весьма желательно навестить соседа во время болезни – либо (если посещение будет для него по каким-то причинам вредно) – время от времени справляться о его здоровье.

В хадисе, приведенном от Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Один мальчик-иудей прислуживал Пророку (мир ему и благословение). Как-то раз он заболел, и Пророк пришел навестить его. Сев у изголовья больного, он сказал ему: «Прими ислам».

Мальчик посмотрел на отца, находившегося рядом, а тот сказал ему: «Повинуйся Абуль-Касиму!» Тогда он принял ислам. (В версии этого хадиса, приведенной у ан-Насаи, сообщается, что он сказал: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха»). После этого Пророк (мир ему и благословение) вышел оттуда, говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”»

6. Следует относиться с уважением к чести и целомудрию женщин из семьи соседей – особенно в отсутствие их мужа или отца: не рассматривать их пристально, не допускать фамильярного заигрывания с ними и уж, тем более, не допускать себя до прелюбодеяния с женой или дочерью соседа:

Микдад ибн Асвад (да будет доволен им Аллах) передает. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил у сахабов:

– Что вы скажете о прелюбодеянии?

– Прелюбодеяние – это грех, который запретили Аллах и Его Посланник, и который останется запрещенным до самого Судного дня.

(Знайте, же) если человек совершает прелюбодеяние с женой соседа, для него это грех больший, чем прелюбодеяние с десятью женщинами.

7. Следует вести себя деликатно по отношению к соседям – не подсматривать в их окна, не подслушивать у них за стеной, не проявлять излишнего любопытства к их личной жизни – на ком женился сосед, или с кем встречается его дочь или сестра.

Не рассматривать пристально – во что они одеты, какие покупки несут домой, как обставлена их квартира или дом (если вы по какой-то причине оказались в их жилище).

«Разрешено хозяевам жилища выколоть глаз тому, кто подглядывает в их дом без их дозволения» (Аль-Бухари и Муслим).

«Тому, кто тайно подслушивает разговоры других людей против их воли, в День Воскресения в уши будет залит расплавленный свинец» (Аль-Бухари).

Нельзя входить на участок или в дом соседа без его разрешения:

«О вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома без разрешения и без пожелания мира их обитателям. Это лучше для вас: быть может, вы послушаетесь назидания. Если же в доме никого не окажется, то не входите, пока вам не разрешат. А если вам скажут: "Уйдите!", то уходите. Так предпочтительнее для вас, и Аллах знает о том, что вы вершите» (Коран, 24:27-28).

«Тот, кто поднимает занавес и заглядывает в дом до того, как получил разрешение войти, совершает грех» (Ахмад, Ат-Тирмизи).

8. Соседи-немусульмане имеют то же право на наше хорошее отношение и заботу, что и соседи-мусульмане. Более того, по отношению к ним следует вести себя еще более терпеливо и деликатно, чтобы своим поведением способствовать созданию у них хорошего мнения об исламе.

Рассказывают, что однажды для сподвижника Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах) закололи овцу. И он спросил своего слугу: «Дал ли ты что-нибудь нашему соседу-иудею? Дал ли ты что-нибудь нашему соседу-иудею? Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение), сказал:

«Джибриль не переставал наставлять меня о необходимости доброго отношения к соседям, так что я подумал, что он включит их в число моих наследников»».

И напоследок, вот прекрасный пример доброго и терпеливого отношения к соседу-немусульманину, который способствовал тому, что он принял ислам.

Передается, что Сахль ат-Тустари, праведник первых веков ислама (ум. в 283 году по хиджре), имел своим соседом перса-огнепоклонника (зороастрийца). Туалет соседа примыкал к его дому, и однажды оказалось, что в стене его туалета образовалась дырка, так что грязь и нечистота просачивалась через нее в одну из комнат в доме Сахля.

Заметив это, Сахль поставил рядом с этой дырой ведро, чтобы в него ежедневно могли стекать нечистоты из этой дырки. Ночью Сахль брал полное ведро и потихоньку опорожнял его в отхожее место, так, чтобы никто не видел, что он делает.

Это продолжалось не один год, пока Сахль не заболел и не почувствовал, что скоро покинет этот мир. Находясь при смерти, он попросил позвать его соседа. Когда огнепоклонник пришел к нему, Сахль предложил ему выйти в соседнюю комнату и посмотреть, что там находится. Сосед вошел и увидел дырку, из которой нечистоты капали в подставленное под них ведро. Он был поражен и спросил - что это?

Сахль ответил: «Это происходит уже долгое время. Нечистота протекает из твоего туалета в эту комнату. Я даю ей накопиться за день, а ночью выбрасываю ее. Если бы не тот факт, что мне скоро придется покинуть этот мир, я бы никогда не сказал тебе об этом – но я боюсь, что мои наследники не будут столь терпимы к подобным вещам. Теперь, когда ты узнал о том, что происходит с твоим туалетом, можешь поступить, как сочтешь нужным».

Огнепоклонник был совершенно поражен осознанием случившегося – такой праведный человек столько лет терпел неудобства, которые он ему доставлял, и ничего никому не сказал! Он воскликнул:

«О, шейх! Вы были добры и терпеливы ко мне столь долгое время, несмотря на то, что я придерживаюсь другой веры. Подайте мне руку – я хочу засвидетельствовать, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Посланник» (приводится в книге «аль-Кабаир ли з-Захаби).

Пусть Аллах даст нам подобное терпение и сделает нас хорошими соседями друг другу.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle