Каких вопросов о религии не стоит задавать?

«О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны. А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах – Прощающий, Выдержанный. Люди до вас спрашивали о них и по этой причине стали неверующими».

Узнавать что-то новое, задавая вопросы и получая на них ответы, ‒ это один из важных способов обретения знаний. Например, маленькие дети задают нам множество вопросов обо всем увиденном. Иногда этих вопросов бывает настолько много, что мы устаем на них отвечать. Но для ребенка, который еще не умеет читать и писать, это единственный способ удовлетворить свое любопытство.

Вовсе не случайно, 15 аятов Корана начинаются словами «У тебя спрашивают», а затем даются ответы на эти вопросы. Когда у человека о чем-то спрашивают, он начинает логически мыслить и в итоге лучше понимать свое положение. Поэтому этот способ используется для призыва людей к вере. К примеру, такой метод был использован пророком Ибрахимом (а.с.):

«Он сказал: “Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам?”» (Сура «Анбия», 21:66).

В Священном Коране людей призывают к размышлениям при помощи самых разнообразных вопросов:

«Видели ли вы воду, которую вы пьете? Вы ли ниспосылаете ее из дождевых туч или Мы ниспосылаем? Если бы Мы пожелали, то сделали бы ее горькой. Почему же вы неблагодарны? Видели ли вы огонь, который вы высекаете? Вы ли создаете деревья для него или Мы создаем? Мы сделали его напоминанием и предметом пользования для путников. Прославляй же имя Великого Господа твоего!» (Сура «Вакиа», 56:68-74).

Вопросы заставляют человека задуматься об Аллахе, о наступлении Дня воскресения, о существовании Рая и Ада и на другие подобные темы. Шайтан же чинит препятствия к этому и толкает людей к тому, чтобы они всегда старались убежать от правды, не хотели видеть истину.

Нам известно, что сподвижники Пророка (мир ему) часто задавали ему вопросы и таким способом обретали знания по многим проблемам. А раз так, то совершенно ясно, что содержащееся в кораническом аяте предостережение «Не спрашивайте…» вовсе не о том, что нельзя задавать вопросы, а о том, в какой манере их нужно задавать. Спрашивая о чем-то, нельзя нарушать правила вежливости. Не нужно задавать вопросы, если человеку нет необходимости знать на них ответы, когда эти ответы не добавят ничего значительного к его знаниям, а приведут лишь к огорчению.

Некоторые люди спрашивали у нашего Пророка (мир ему): «Является ли фарзом совершение хаджа каждый год или достаточно совершить его один раз в жизни?», «Кто мой отец?», «Мой отец в Раю или в Аду?» и т. д. По этой причине были ниспосланы приведенные выше аяты.

О случае с вопросом о хадже в наших источниках повествуется таким образом. Когда был ниспослан аят об обязательности хаджа, наш Пророк (мир ему) прочел хутбу. Сначала возвестив хвалу Аллаху Тааля, он затем объявил: «Аллах сделал хадж для вас фарзом». Один из сахабов спросил: «Каждый ли год, о Посланник Аллаха?» Расулюллах сделал вид, что не услышал этого вопроса. Когда вопрос был задан в третий раз, хазрати Пророк (мир ему) ответил: «Если бы я сказал «да», то (совершение хаджа каждый год) стало бы фарзом. Но у вас не хватило бы сил на это. Не спрашивайте меня о том, чего я не коснулся. Многие народы до вас погибли из-за того, что задавали своим пророкам много вопросов, а затем впали в разногласия по их поводу. В таком случае, когда я вам что-то повелеваю, постарайтесь исполнять его как следует и избегайте моих запретов» (Муслим, «Книга хаджа», 412).

Из высказанного в аятах предостережения будет неправильным делать вывод о том, что если бы в момент ниспослания откровения не был задан вопрос, то религия осталась бы неполной. Ведь полномочия объявлять что-то харамом или халяльным имеет только Аллах. В таком случае, содержащееся в этих аятах сообщение можно разъяснить таким образом:

Поскольку объявление некоторых действий обязательными связано с тем, что в момент ниспослания вахи был задан об этом вопрос, то от мусульман требуется задавать лишь такие вопросы, которые уместны в данных обстоятельствах, нельзя упрямо задавать вопросы не к месту. Если лишний раз спрашивать о мелких деталях, то в таком случае обязанности могут возрасти. Как становится понятным из хадиса о хадже, содержащееся в кораническом аяте требование касается не только времени ниспослания Корана.

В завершение кратко перечислим те основные моменты, на которые мусульманам следует обратить внимание:

  1. Когда дело касается религиозных обязанностей, мы должны как следует исполнять повеления Посланника Аллаха и избегать его запретов, не примешивать к религии собственные взгляды.
  2. Забыв об исполнении главных религиозных обязанностей, мусульмане не должны заниматься выискиванием каких-то новых обязанностей. В противном случае может оказаться так, что не имеющие ничего общего с настоящей религией вопросы мы начнем считать более важными, чем исполнение наших основных религиозных обязанностей.
  3. Нам нужно избегать задавать такие вопросы, от которых для нас нет никакой пользы ни в этом мире, ни в ахирате, которые не добавят ничего ценного и значительного в сокровищницу наших знаний.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle