Фото: Damir Khabirov / shutterstock.com/ru
Может ли, что частое произнесение клятвы являться макрухом?
Человеку не стоит самоуверенно произносить клятвы, подражая таким состояниям аулия. Скорее всего, его клятвы не оправдаются, и из-за этого он совершит грех. Кто хочет по-настоящему поклясться, пусть клянется Аллаху, или же пускай молчит (См.: «Сахих» аль-Бухари, № 6646; «Сахих» имама Муслима, № 1646 ).
Клятва кому-то другому, кроме Аллаха, это скрытый ширк. ‘Абдуллах ибн ‘Умар радыяллаху ‘анху поведал: «Я слышал от Посланника Аллаха ﷺ: «Кто клянется кому-то другому, кроме Аллаха, тот приписывает Ему равных» (См.: ат-Тирмизи, № 1535).
Это означает, что тот, кто клянется, возвеличивая кого-то, кроме Аллаха, тот считает кого-то равным Аллаху. Если же нет намерения возвеличивать, тогда это не будет ширком. К примеру, стали обычными клятвы такого рода: «Клянусь памятью отца». Так мы истолковали скрытый ширк, о котором сказано в хадисе («Шарх аль-Масабих»).
Фото: Tinnakorn jorruang / shutterstock.com/ru
Ибн Мас‘уд радыяллаху ‘анху говорил: «Для меня лучше произнести ложную клятву именем Аллаха, чем правдиво поклясться именем кого-то другого». Не нужно клясться именем отца, или чьей-то жизнью, или Каабой («Сахих» имама Муслима, 14646; «Сунан» Абу Дауда, 3253).
В хадисе сказано: «Поистине, Аллах запретил вам клясться именем ваших отцов. Кто хочет поклясться, пусть клянется именем Аллаха, или же пусть промолчит, чтобы избежать клятвы именем кого-то, кроме Аллаха».
В версии имама Муслима в его сборнике «Сахих», сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «… кто хочет поклясться, пусть не клянётся никем и ничем, кроме Аллаха, или молчит» («Сахих» аль-Бухари, Айман, 4; «Сахих» имама Муслима, Айман, 3).
‘Али ар-Рази рахимахуллахи пишет: «Я опасаюсь, что являются неверующими те, кто часто повторяет «Клянусь своей жизнью» и приносит другие подобные клятвы. Люди клянутся подобным образом по незнанию. Между тем то, что они делают, я бы назвал ширком, ибо нельзя клясться чем-то, кроме Аллаха» («Фетава-и аль-Баззази»).
Изучаем сиру Пророка Мухаммада ﷺ: хронология жизни Любимца Аллаха
Человек не должен говорить: «Если это сделал я, тогда пусть мне не быть в исламе». Кто про себя произнесет такую дуа, тот не вернется здоровым в ислам. Если его клятва была ложной, тогда есть вероятность, что он утратил веру.
В хадисе, переданном от Бурайды радыяллаху ‘анху, наш Пророк ﷺ сказал: «Если человек, который клянется, произнося «тогда я далек от ислама», говорит неправду, тогда он таков, как говорит. Если же он говорит правду, тогда не сможет целым и невредимым вернуться в ислам» (Ан-Насаи, Иман, 8; «Сунан» Ибн Маджа, Каффарат, 3; Ахмад ибн Ханбаль, 5/355, 356; «Сунан» Абу Дауда, № 3258).
Согласно фетве аль-Баззази, человек, поклявшийся таким образом, должен выплатить каффарат. Если человек, который в чем-то поклялся, позже увидел, что ему лучше поступить по-другому, то ему следует сделать так, как лучше, и заплатить каффарат за нарушение клятвы («Сахих» аль-Бухари, № 6622; «Сахих» имама Муслима, № 1652).
Это показывает нам, что нарушить клятву можно только в исключительных случаях с благой целью, и заплатить искупление. В противном случае необходимо оберегать свои клятвы, как об этом сказано в аяте: َ
«Соблюдайте свои клятвы!» (Аль-Маида, 89).
Нарушит клятву, если посчитает, что в этом заключается благо, и заплатит за искупление. Так говорил Имам А‘зам рахимахуллахи.
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»