«Кто совершил добро весом с мельчайшую частицу, увидит его [награду за него]. И кто совершил зло весом с мельчайшую частицу, увидит его [воздаяние за него]» (Аз-Залзала, 7-8).
Среди основных тем Корана, связанных с ахиратом, на первом месте стоит вопрос о том, что каждый понесет ответственность за все свои хорошие и плохие дела и получит за них соответствующее воздаяние. Наш Господь постоянно возвращается к этой теме в аятах, ниспосланных и в Мекке, и в Медине. Такое постоянное рассмотрение этого вопроса по сути нацелено на то, чтобы направить людей к таким делам, за которые потом не придется сожалеть. К примеру, люди многократно предостерегаются от совершения несправедливости. Потому что тот, кто совершит добро весом с мельчайшую частицу, получит за это райское воздаяние, а совершивший малейшее зло, получит его эквивалент в виде адских мучений. И при этом не может быть и речи о том, чтобы сын Адама смог скрыть хоть что-нибудь от Аллаха.
Образ жизни, основанный на таком воззрении, может привести к миру и спокойствию на земле. Нужно четко понимать, что лишь осознание этого сохранит достоинство человека, возвысит его личность. Только представим себе, что не будет этой божественной справедливости. Тогда каждый будет делать, что хочет, сильный будет давить на слабого, будет силой отбирать у него последний кусок хлеба. Может ли такой мир долго существовать? К тому же, такое понимание не ограничивается только нашей религией. Это один из общих для всех религий вопросов. Потому что в самой природе человека заложено стремление к поиску справедливости, сопротивление насилию, желание наказать совершившего злодеяние. Человек верит, что совершенная против него в этом мире несправедливость будет наказана, и находит в этом утешение. Если же люди начнут думать, что каждый останется с тем, что он совершил, и не будет за это наказан или вознагражден, тогда будут перевернуты все ценностные суждения, касающиеся добра, справедливости, взаимопомощи.
А раз так, тогда несомненна истинность жизни в ахирате, которая является одной из основ вероучения в нашей религии, и так или иначе каждый там обязательно получит воздаяние за совершенные им дела. В том случае, если мы искренне уверуем в это, то вместо совершения зла начнем искать пути к добродетели. Такое воззрение делает осмысленными наши действия в этом мире и одновременно позволяет нам знать о том, что нас ожидает в жизни после смерти. Человек, которому воздастся в точном соответствии с его делами, будет стараться любить свое окружение, будет стремиться провести жизнь в счастье и спокойствии вместе с теми, кто его окружает. В Коране имеется довольно большое количество аятов, в которых говорится о том, что человек получит сполна за совершенные им деяния.
Вот некоторые из них:
«[Верующим] Совершавшим благие дела – лучшее [Рай] и еще большее. Не будет на их лицах ни пепла [черноты], ни унижения. Они – обитатели Рая. И они останутся там навечно. А кто выбрал зло, тем воздастся подобным же злом. Их постигнет унижение. Никто их не защитит от Аллаха. Их лица будто бы покроют обрывки ночного мрака. Они – обитатели Ада. И они останутся там навечно» (Юнус», 26-27).
«Кто придет с хорошим поступком, то ему [по щедрости Всевышнего Аллаха полагается воздаяние в] десять [его] подобий [десятикратная награда]. А кто пришел с плохим поступком, тому [в соответствии с божественной справедливостью] воздастся один к одному. И с ними не поступят несправедливо» (Аль-Ан‘ам, 160).
«Кто придет с благим [поступком], получит то, что лучше [большую награду]. И они будут защищены от страха в тот день. А кто придет с дурным [поступком], будут брошены в Ад лицом вниз. [Им скажут:] «Это разве не [справедливое] воздаяние за то, что вы совершали [при жизни]?» (Ан-Намль, 89-90).
«Кто придет с благом, тот получит лучшее. А кто придет со злом, то ведь творящие зло получат воздаяние только за то [тот грех], что они совершали [в земной жизни]» (Аль-Касас, 84).