Фото: MichaelJayBerlin/elements.envato.com
Влияет ли имя на судьбу человека?
«Так нарекайте же детей красивыми именами!»
Каждый человек при рождении на этот свет нарекается именем. Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности, оно становится частью его сущности. При выборе имени для своего ребенка, родители должны делать это с намерением, чтобы ребенок получил баракат от этого имени.
В хадисах о важности выбора хорошего и правильного имени сказано: «Самые любимые имена для Аллаха – это ‘Абдуллах и ‘Абду-р-Рахман».
«Называйте именами пророков».
«Любимейшие имена для Всевышнего Аллаха – Абдулл̀ах и Абдуррахм̀ан. Самые правдивые из имен – Х̀арис и Гамм̀ам, а самые отвратительные – Харб и М̀урра».
Баракат наречения ребенка именем Пророка (мир ему)
Посланник Аллаха (мир ему) о достоинствах наречения своим именем сказал:
«Называйте моим именем, но не давайте мою кунью (прозвища)».
«У кого бы ни родился сын, если он, полюбив меня и желая получить баракат от моего имени, назовет его моим именем, то и отец и сын попадут в Рай. Если у кого-то жена беременна и они оба решат дать ребенку мое имя, то Всевышний Аллах одарит их сыном. Если тот, у кого не выживают родившиеся сыновья, даст слово Всевышнему Аллаху, если вновь родится сын, дать ему мое имя и, когда сын родится, наречет его моим именем, то он останется жив».
«В день Кыямата два человека будут вызваны к суду перед Аллахом, которых Он введет в Рай. Они скажут: «О Всевышний Аллах, ведь мы не совершили ни одного благого деяния, чтобы ввести нас в Рай. Аллах снова скажет: «Введите их в Рай, потому что я дал клятву, что не войдет в Ад человек, чье имя Ахмад или Мухаммад».
Передано, что в Судный день, из почтения к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), людям с именем Мухаммад скажут: «Вставайте и идите в Рай» (кроме тех, кто является грешником, притеснителем, и человеком занимающимся нововведениями в религии).
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: Мой Господь сказал: «Клянусь своим величием, что тот, кто был назван в честь тебя, никогда не будет поражен огнем ада».
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «В Судный День воззовут: «Встань, о тот, чье имя Мухаммад, чтоб войти в Рай».
Имам Малик сказал: «Я слышал, как люди Медины говорили: «Нет ни одной семьи, в которой бы не находился тот, кого нарекли именем Мухаммад, которая не будет одарена благими дарованиями».
Важность имени
«Воистину, в Судный день вы будете призваны по вашим именем и именам ваших отцов, так делайте хорошими ваши имена».
В хадисе сказано, что тот, у кого рождается ребенок, должен дать ему хорошее имя и хорошее образование, а когда достигает возраста, он должен жениться.
Однажды Пророк Мухаммад (мир ему) привел верблюдицу и задался вопросом, кто будет ее доить. Нашлось два добровольца, каждого из которых звали Мурра («горький»). Однако Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям), услышав их имена, сказал им: «Сядьте!». Третьего человека звали Джамра («горящий уголь»). Ему тоже было сказано: «Сядь!». В конце концов, доить верблюдицу было поручено сахабу по имени Яиш («живущий»).
Когда следует давать имя ребенку?
От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: «[Рождение] каждого ребенка является поводом для принесения в жертву животного [каждый ребенок является заложником жертвенного животного]. Животное закалывается на седьмой день [после его рождения]. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова» (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи считал, что хадис «сахих»)[18]. Из хадиса ясно, что имя может даваться на седьмой день с момента рождения младенца.
Однако есть другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребенка. Анас говорил: «Посланник Аллаха сказал: «Ночью у меня родился сын, я назвал его именем праотца своего – Ибрахимом» (св. х. имама Муслима).
Из вышеупомянутых хадисов следует, что имянаречение не имеет строго определенного срока: оно возможно как в день рождения ребенка, так и на седьмой день, а также после рождения.
Нежелательные имена
Запрещено называть любым именем, которое принадлежит только Всевышнему Аллаху. Что касается общих имен между Аллахом и Его созданиями, то так называть можно.
В хадисе сказано: «В Судный День сильнее всего вызовет гнев Всевышнего тот человек, который назван именем Маликуль-Амляк (владыка всех владений). Нет Владыки, кроме Всевышнего Господа».
Ат-Тирмизи от ‘Аишы (да будет доволен ею Господь) передает рассказ о том, что Пророк изменял неблагозвучные имена. От Ибн ‘Умара передают, что дочь ‘Умара звали ‘Асия (непокорная, непослушная), а Пророк назвал ее Джамиля (красивая).
Влияет ли имя на судьбу человека?
Са’ид ибн Мусаййиб передал со слов своего отца, что его дедушка однажды был спрошен Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует: «Как твое имя?» Дедушка ответил: «Хазн (в переводе – печаль)». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Ты (имя тебе) - Сахл (в переводе – довольный)». Тот сказал: «Я не буду менять имя, данное мне отцом».
Рассказчик передал, что печаль так постоянно и была с дедушкой.
Будучи мусульманами, мы должны стремится к благому и прекрасному. Имя человека – это то, что сопровождает его на протяжении всей жизни, и даже в своих именах должны нести благое. И имена, которыми мы нарекаем своих детей, должны нести нашу веру и отражать лучшие качества верующего, так как и имя – есть поклонение Всевышнему Аллаху.
Сайда Хайат