Начало: Встреча Пророка Мухаммада (ﷺ) с Джибрилем
ЛЖЕПРОРОКИ
МУСАЙЛИМА АЛЬ-КАЗЗАБ. Исследователи Сиры повествуют, что после возвращения из прощального хаджа Пророк (мир ему) заболел. Когда весть об этом разлетелась по округе, многие стали претендовать на пророчество. Одним из таких был Мусайлима аль-Каззаб. Его еще звали Рахманом аль-Ямами, поскольку он утверждал, что откровения ему приносит Рахман.
Вот его история.
В десятом году по хиджре он прибыл в Медину вместе с делегацией бану Ханифы и стал мусульманином. Он потребовал от Посланника (мир ему), чтобы тот объявил его своим преемником, халифом, но получил отказ. И тогда он отрекся от веры.
В одном риваяте говорится, что, отделившись от своих соплеменников, он еще некоторое время оставался в Медине, где всем говорил, что готов присягнуть Посланнику (мир ему), если тот после себя оставит правление ему, а иначе он не станет присягать.
Посланник (мир ему) пошел с сахабами к дому, где гостил Мусайлима, и заявил ему: «Даже если ты попросишь у меня эту пальмовую ветвь, и ту я тебе не отдам. Что предписано Всевышним Аллахом, обязательно сбудется. Если ты останешься жить после меня, Всевышний погубит тебя. Полагаю, что это ты был показан мне во сне».
Говорят, что однажды Посланник (мир ему) увидел во сне, как будто у него на запястьях золотые браслеты. Он очень огорчился. И тогда пришло откровение ‒ подуть на них. Как только он подул, они исчезли. Он истолковал этот сон к появлению двух лжепророков, одним из которых будет Асвад в Йемене, а другим станет Мусайлима в Ямаме.
Мусайлима аль-Каззаб любил красиво говорить, давал лживые обещания. Однако о чем бы ни попросили его помолиться, получалось совершенно обратное. Одна слабая женщина пришла к нему попросить дуа о благополучии своих финиковых пальм. Она сказала, что Мухаммад (мир ему) часто так делал. «Как он это делал?» ‒ спросил Мусайлима.
Женщина поведала: «Он брал ведро воды, совершал этой водой омовение и вновь собирал ее в ведро. Земля, которую поливали этой водой, становилась благодатной». Он сделал то же самое, но вода стала соленой. И пальмы той бедной женщины высохли.
Во времена правления халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) против Мусайлимы было послано двадцатитысячное войско. Войско противника насчитывало до сорока тысяч воинов. Войска встретились, и началось жестокое сражение. С обеих сторон полегло много людей.
Сначала казалось, что мусульмане терпят поражение. Враги даже смогли пробиться к шатру Халида и проникнуть в него. Сабит ибн Кайс, брат Умара ибн Хаттаба ‒ Зайд ибн Хаттаб, брат Анаса ‒ Барра ибн Малик (да будет доволен ими Аллах) с небольшим отрядом внезапно атаковали противника и заставили его отступить.
В этом бою были убиты двадцать тысяч сторонников Мусайлимы, остальные бежали. Сам Мусайлима со своими людьми укрылся в саду, который впоследствии получил название «Сад смерти», хотя раньше его называли «Сад милости». Отряд мусульман в том саду одолел врагов в трудном бою.
САДЖАХ БИНТ АЛЬ-ХАРИС. Эта женщина из племени бану Тамим тоже претендовала на пророчество одновременно с Мусайлимой. Он боялся напасть на нее, поскольку опасался, что ее племя придет ей на помощь, поэтому он отправил ей подарки и сообщил, что хочет поговорить с ней наедине.
Во время встречи Мусайлима предложил: «Что будет, если пророк и пророчица поженятся?». Саджах согласилась и оставалась с ним три дня. Когда она вернулась к своему племени, соплеменники стали ее расспрашивать, чем же закончилась их встреча с Мусайлимой. «Мне стало ясно, что он ‒ истинный пророк. В моем сердце зародилась любовь, и мы совершили с ним никах», ‒ сказала Саджах.
Люди спросили, как же обстоят дела с махром. Она ответила: «Меня так внезапно накрыли любовные чувства, что я забыла упомянуть про махр». Саджах вновь пошла к Мусайлиме и потребовала махр. Он спросил, есть ли у них в племени муаззин. Она ответила, что есть. Пригласив его к себе, Мусайлима сказал: «Объяви всем, что в честь Саджах я облегчил народу утренний и ночной намазы, а также выделил ей половину урожая Ямамы».
Саджах послала трех человек, чтобы они забрали собранный урожай. Однако как раз в это время прибыло войско Халида ибн аль-Валида (да будет доволен им Аллах) и расстроило все планы Саджах, прогнав ее посланцев.
Относительно Саджах существуют два риваята. Говорят, что во времена правления Муавии она приняла Ислам и стала истинной мусульманкой. В другом риваяте говорится, что после смерти Мусайлимы она навсегда скрылась, и про нее больше ничего не было слышно. А клеймо лжепророчества так и прикрепилось к имени Мусайлимы, ставшего аль-Каззабом, то есть лжецом. Такова участь всех нечестивцев.
АБХАЛА АЛЬ-АСВАД ИБН КА᾿В ИБН АБСАН. Он претендовал на пророчество. Ему дали прозвище Зульхимар, темная лошадка, поскольку он всегда покрывал себе лицо черным платком.
Асвад был известным прорицателем и колдуном, и к тому же очень хитрым человеком. Он показывал странные вещи, умел красиво говорить, тем самым привлекая к себе сердца людей. Стихи собственного сочинения он выдавал за откровения свыше. Говорят, что у него были два шайтана. Одного звали Махик, другого ‒ Сахик. Они передавали ему вести из мира сокровенного.
В то время в Йемене правил Базан. После его смерти Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назначил правителем его сына Шахра ибн Базана. После того, как Асвад объявил себя пророком, его сторонники подняли восстание, захватили весь Йемен и убили мусульманского правителя Шахра аль-Базана. Асвад взял себе в жены вдову Шахра по имени Марзебана. Об этих событиях Посланнику (мир ему) сообщил Фурва ибн Масик, предводитель племени Мурад.
Муаз ибн Джабаль, находившийся в это время в Йемене, укрылся в одном из Йеменских садов. Несколько позже в Хадрамауте собрались Муаз ибн Джабаль, Абу Муса аль-Аш᾿ари и все другие сборщики закята. Пророк (мир ему) отправил им письмо, в котором были такие слова: «В любом случае нужно объединиться и уничтожить зло, исходящее от этого изменника».
Они смогли собрать многих мусульман, и послали Марзебане записку: «Как ты можешь жить с этим злодеем, убившим твоего отца и мужа?!» В ответ она написала: «Я знаю, что он является врагом Всевышнего Аллаха».
Марзебана договорилась с сыном своего дяди Фирузом Даклеми и с человеком по имени Равуна пробраться ночью к Асваду через ограду и убить его во время сна. У них это получилось. Утром муаззин узнал о случившемся. Во время азана, после слов калима-и шахадата, он объявил о смерти Абхалы аль-Асвада.
Сборщики закята из тех земель послали Пророку (мир ему) сообщение о случившемся. Однако еще до прихода этих вестей Посланник (мир ему) перешел в мир вечности. И все же он перед смертью сообщил сахабам: «Асвада убили». У него спросили, кто это сделал, и он ответил: «Человек по имени Фируз». Затем он добавил: «Фируз спасен».
ТУЛАЙХА ИБН ХУВАЙЛИД АЛЬ-АСАДИ. Этот человек из племени Асад тоже претендовал на пророчество. Он появился после кончины Посланника (мир ему). Его поддержал Хасин аль-Фазари, выступавший вместе со своим племенем против уплаты закята и ставший муртадом.
Тулайха утверждал, что к нему явился Джибриль, мир ему, и принес откровение об исключении из намаза земных поклонов. Говорят, что однажды он был в поездке с людьми из своего племени. Ощущалась острая нехватка воды. И тогда он сказал своим людям: «Садитесь верхом на коней и поезжайте несколько миль. Там вы найдете воду».
Действительно, проехав на конях несколько миль, люди нашли воду. Это событие подтолкнуло многих людей поверить ему. В итоге, среди арабов возник мятеж против халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Узнав о произошедшем, Абу Бакр велел собирать войска под командованием Халида ибн аль-Валида. Через короткое время войско отправилось против Тулайхи и его людей. По пути к ним присоединялись все племена, принявшие Ислам.
Когда начался бой, говорят, что Тулайха удалился в сторону и, укрывшись килимом, заявил, что ему нисходит откровение. Бой продолжался. Через час командир мятежников пришел к Тулайхе и спросил, пришло ли ему откровение. Тот сказал, что еще не пришло. Придя в третий раз и услышав такой же ответ, воин не выдержал и заявил: «Тогда послушай меня: скоро ты узнаешь о том, чего никогда не забудешь!».
Уайна пошел к соплеменникам и объявил: «Этот Тулайха – лжец и хитрюга. Покиньте его и возвращайтесь к себе». Войско Тулайхи разбежалось. Сам он скрылся в Сирии, но позже приехал обратно и стал мусульманином. Он погиб в сражении при Нихаванде.
Из книги "Истории пророков"