«Он [Всевышний Аллах] низводит с неба воду, и долины наполняются потоками [дождевой воды] по своим размерам. Поток [воды] несет пену, поднявшуюся на поверхность. Такая же пена появляется и на том, что накаляют [и плавят] на огне [золото, серебро, железо и свинец] для изготовления украшений или [домашней] утвари [и приспособлений]. Такими примерами Аллах дает понять разницу между истиной и ложью. Пена же будет отброшена, а полезное людям [чистая вода и полезные ископаемые] останется на земле. Так Аллах приводит примеры [чтобы объяснить истину в образной форме]» (Ар-Рад, 17).
В этом аяте повествуется о природном явлении, знакомом большинству из нас. После ливня, прошедшего по милости нашего Господа, разливаются речки, и на поверхности бурлящих вод появляется пена. А затем эта пена исчезает из виду, уплывая вместе с водой. Все это совершенно нормальные и знакомые явления природы. Однако в божественном повествовании это событие предстает перед нами, как пример, показывающий насколько сильно разнятся между собой истина и ложь, правильное от ошибочного, свет и тьма. Таким путем наше внимание привлекается к той истине, что даже казалось бы такие простые явления природы в сущности являются показателями божественного могущества. А сейчас мы немного поразмыслим над этим примером.
Иногда на воде накапливается так много пены, что ею покрывается вся водная поверхность. И вот уже кажется, что не вода течет, а белая пена. Однако как бы много не было пены, но пена есть пена, не правда ли? Насколько она способна сопротивляться силе текущей под нею реки? Ведь для нас имеет ценность не пена, а только вода, которая является милостью, оживляющей природу. Пена же лишь остаток, которому суждено очень скоро бесследно исчезнуть.
Накипь, появляющаяся на поверхности расплавленного для изготовления предметов украшения золота, серебра или другого металла, также недолговечна. И не она имеет для нас ценность, а металл. Вот по этой причине, Истина сравнивается с дающей жизнь водой или полезным металлом, а ложь с исчезающей мгновенно пеной на поверхности воды или накопившейся на расплавленном металле накипью. Это также выражено в аяте: «Поистине, ложь обречена на погибель» (Аль-Исра, 81).
Поэтому сила истины настоящая, а у лжи поддельная. В этой связи, очень многозначен аят, в котором повествуется о том, как посох пророка Мусы (а.с.) превращается в настоящую (истинную) змею и уничтожает поддельных (ложных) змей колдунов (Аль-Араф, 118).
Эти примеры должны придать сил тем, кто уверовал в Истину. Ведь очень часто ложь представляется нам несокрушимой силой, которой нельзя противостоять. Мы не должны заблуждаться по этому поводу. Даже если ложь кажется нам сильной, перед Истиной она очень слаба.
Сила лжи против Истины соответствует силе пены против воды. Однако, чтобы понять это, мы должны нашей верой и поведением доказывать, что мы на стороне Истины. Все повествования о пророках, приведенные в Коране, имеют большое значение с точки зрения раскрытия правды об этом. Каждый пророк вел непримиримую борьбу на стороне Истины против лжи. При описании этого противостояния в Коране часто бросается в глаза то обстоятельство, что перед социальным и материальным превосходством сторонников лжи сторонники Истины не обладали серьезными силами. Подтверждением тому является пример нашего любимого Пророка (с.а.с.), который начинал свою борьбу с горсткой людей. Но могучие сатанинские силы лжи не смогли его остановить. Не будем забывать, что Истина берет силы в нашем Господе, Который определил Себя, как Абсолютная Истина (Хакк). А все те элементы, которым поклоняются помимо Него, он упомянул как ложь (батыл).
Наш Всевышний Господь объявил пустыми и бесполезными все действия тех, кто проявляет неблагодарность и отворачивается от аятов. А Мухаммад (с.а.с.) передал радостную весть о том, что заслужат прощение те, кто уверует в Книгу, ниспосланную в качестве Истины, и будет совершать благие деяния. А отвернувшиеся от Его Книги, неспособные увидеть блага, дарованные Аллахом, не последовавшие за Истиной, ниспосланной им Господом, являются последователями лжи.
Беря во внимание это божественное сообщение, всегда и при любых условиях нужно выбирать сторону правды. Только в том случае, если мы будем искать поддержки у Аллаха, являющегося «Аль-Хакк», мы сможем крепко стоять на ногах перед силами лжи и шайтана.