Люди испокон веков задумывались над вопросом – кто мы такие на этой Земле, есть ли какая-то иная жизнь после земной жизни, как мы должны относиться к нашему миру – как постоянные его обитатели или как гости? Вопрос о загробной, будущей жизни был краеугольным камнем для большинства религий мира – но представления о ней могли сильно отличаться.
Где-то ее считали буквальным продолжением этой жизни – и стремились обустроить так же, как обустраивают земную жизнь: строили себе огромные гробницы, в которые помещали различные вещи, которые по представлениям тех людей, могли пригодиться им на том свете - еду, одежду, оружие и даже жен и слуг.
Где-то вопрос о будущей жизни игнорировали вовсе, считая реальностью только земную жизнь – как многие философские течения в Древней Греции или Риме. Где-то впадали в другую крайность – отказываясь заниматься делами этого мира, заводить семью, работать, полностью предаваясь аскетическим подвигам.
В наше время вопрос о наличии или отсутствии жизни после смерти для многих людей является какой-то отвлеченной философской проблемой, которая не имеет к ним никакого отношения. Они рассуждают примерно так – да какая, в конце концов, разница, будет ли что-то еще после этой, земной жизни, или нет? Ведь в настоящий момент мы живем в этом материальном мире – и даст Бог, проживем здесь еще много лет, мы должны зарабатывать себе на пропитание, содержать свою семью, заботиться о супругах, детях и родителях, выполнять свои рабочие или семейные обязанности, общаться с друзьями, и совершать еще множество разных действий в этой жизни.
Но на самом деле ответ на этот вопрос очень важен – от ответа на него зависит наше поведение в этом мире и наше отношение к происходящему в этой жизни. Представьте себе, что вы приехали в какой-то город по некоему делу – вас отправили туда по работе с целью выполнить какое-то задание, встретиться с нужными людьми, заключить какие-то соглашения, узнать какие-то сведения.
Вы остановились на время в гостинице или у друзей. Будет ли вас так уж сильно беспокоить расположение этой гостиницы или этого дома, какого цвета в нем обои, как расставлена мебель, если у вас есть важное дело, которое вы должны сделать и уехать обратно, чтобы отчитаться перед своим начальством? Возможно, в свободное время вы погуляете по городу, осмотрите какие-то достопримечательности, купите себе или родным подарки, но вы поневоле не сможете отдавать этому занятию много времени и сил, поскольку будете заняты другим делом.
Подобным образом дело обстоит с этой земной жизнью. Если эта жизнь – единственная, то в общем-то, не очень важно – как мы будем себя здесь вести, посвящать свою жизнь чему-то полезному и нужному, стараться сделать как можно больше добра людям, или проведем жизнь в низменных мирских заботах о большом заработке, накоплении имущества. Наоборот, мы будем стремиться получить тут как можно больше радостей и всеми силами избегать трудностей – ведь другой жизни у нас нигде не будет.
Каждая неприятность в этой жизни будет выбивать нас из колеи и погружать в отчаяние – жизнь укорачивается, подходит к концу, мы скоро умрем, а что мы видели здесь хорошего? То есть, вопрос о будущей жизни оказывается не отвлеченной философской проблемой, но насущным вопросом, от которого зависит наше поведение в этой жизни. Именно такому отношению к земной жизни учат нас источники нашей религии.
Сообщается, что Абдулла бин Умар (да будет доволен им Всевышний) сказал: «Однажды Пророк (мир ему) взял меня за плечи и сказал: “Будь в этом мире таким, будто ты чужеземец или путник”» (аль-Бухари).
Передатчик этого хадиса сказал, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Всевышний) часто говорил:
«Если ты дожил до вечера, то не жди, что доживёшь до утра, а если ты дожил до утра, то не жди, что доживёшь и до вечера, и бери у твоего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а у твоей жизни — то, что пригодится для твоей смерти» (Ахмад, аль-Бухари, ат-Тирмизи).
В этом мире мы живем временно – мы здесь гости и путники. Более того, нас отправили сюда с особым заданием, за которое потом мы будем спрошены. Наша цель – довольство Всевышнего, которого мы сможем достичь, совершая различные религиозные обязанности и благие дела.
Мы можем – и более того, мы должны участвовать в различных дозволенных нам делах этого мира, поскольку именно наше поведение в этом мире будет определять нашу участь в мире будущем. Но мы не должны привязываться к земному миру, считая его своим единственным домом – как не считает человек, приехавший в командировку, гостиницу своим настоящим жилищем, а чужую страну – своей родиной.
К сожалению, приходится наблюдать, что даже люди, утверждающие, что верят в будущую жизнь, ведут себя в этом мире так, как будто эта жизнь единственная и последняя. Они могут признавать существование другой жизни только в теории, а на практике вести себя так, как будто с этой жизнью все для них закончится, поэтому нужно стараться получить все удовольствия и блага этого мира. Они мало внимания уделяют своим обязанностям перед Всевышним и помощи другим людям, забывая, что отсюда мы не сможем взять ничего, кроме наших добрых дел.
Конечно, не следует впадать в иную крайность – считая настоящую жизнь чем-то не стоящим внимания, как делали некоторые отшельники и аскеты прошлого, когда подвергали себя разнообразным лишениям и тяготам, практически отказываясь от еды и питья, от семьи и детей, считая, что нечего думать о материальном мире – все равно он скоро кончится, а вот в будущей жизни они вознаградят себя за все. Ключом ко всему должна быть умеренность.
Работнику, которого послали в командировку в другую страну, необходимо выполнить свое задание как можно лучше – поскольку за качество и правильность выполнения задания с него спросят. Если он забросит свою работу, отвлекшись на сиюминутные радости и удовольствия – общение с друзьями, развлечения, посещения каких-то увеселительных мероприятий, покупку сувениров и подарков, он поступит недальновидно и глупо.
Но также глупо он поступит, если, испугавшись искушений и соблазнов большого города, запрется у себя в доме или гостинице и откажется от необходимых встреч с нужными ему людьми, или вовсе попросит вернуть его поскорее обратно домой, отказавшись от возложенной на него работы.
Для верующего человека будет одинаково неосмотрительно погрузиться в заботы о материальном – и вовсе отвергнуть дела материального мира, оправдывая себя тем, что этот мир временный. Важно правильно расставить приоритеты и акценты, понимать – что для нас главное, а что – второстепенное.
Всевышний не запрещает человеку получать удовольствие от дозволенных вещей этого мира (работать, создавать семью, покупать какие-то вещи, устраивать свой дом), но он должен помнить, что придет время – и он не знает, когда это будет, когда придется оставить этот мир и переселиться в другое место. Поэтому жить следует так, чтобы в любой момент было можно дать отчет за свою жизнь.
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте: