Откровение пророку Мухаммаду (мир ему) ниспосылалось разными способами. В сборнике «Сахих» Бухари со слов госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) приводится сообщение о том, как Харис ибн Хишам (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка о способах откровения, ниспосылаемого ему, и получил следующий ответ:
«Иногда я слышу голос наподобие колокольного звона, и эта разновидность откровения наиболее трудна для меня. По завершении такого состояния все сказанное голосом остается в моей памяти. А иногда ко мне приходит ангел в человеческом обличии».
Из данного сообщения мы узнаем о двух способах откровения пророку Мухаммаду.
1. Колокольный звон.
Первый способ приводил к тому, что Пророк (мир ему) слышал звук наподобие звона колоколов. Поскольку в вышеприведенном сообщении не содержится никаких иных подробностей, мы не можем с полной уверенностью сказать, в чем именно этот вид откровения был похож на колокольный звон. Но некоторые теологи полагают, что здесь имеется в виду голос ангелов.
Другие считают, что это звук от движения их крыльев при передаче откровения. Шейх Хаттаби придерживался мнения, что подобие касается не самого звука, а его продолжительности, то есть звук откровения столь же непрерывен, как колокольный звон.
Но все это лишь предположения, и ничего определенного на их основании утверждать нельзя. Впрочем, объяснение шейха Анвара Шаха Кашмири, ссылавшегося на шейха Мухйиддина Ибн Араби, является более утонченным по сравнению с другими. Он говорит, что подобие здесь подразумевается в двух отношениях. Во-первых, это касается непрерывности звука, о чем уже говорилось; а во-вторых, это относится к сложности определения его направления, ведь при непрерывном звоне колокола кажется, что звук исходит отовсюду.
Поскольку Аллах никаким образом не привязан к месту и направлениям, Его слова слышны отовсюду. Невозможно по-настоящему ощутить данное состояние, не побывав в нем, и Пророк (мир ему) использовал аналогию с колокольным звоном, чтобы дать как можно лучшее представление об этом.
Из приведенного сообщения мы узнаем лишь, что при данном виде откровения Пророк (мир ему) слышал голос, напоминающий колокольный звон. Также нам становится известно, что эта разновидность откровения была наиболее сложной для него. По мнению шейха Ибн Хаджара (милость ему Аллаха), слова «…и эта разновидность откровения наиболее трудна для меня» указывают на то, что все виды откровения были тяжелы для Пророка (мир ему), но именно эта разновидность была наиболее сложной для него.
Причина кроется в том, что между говорящим и слушающим необходимо наличие определенной гармонии. И если ангел приходил в образе человека, это не оказывало особого давления на Пророка (мир ему), оставалась только лишь величественная мощь передаваемых ангелом слов Аллаха. Но если ангел не приходил в человеческом обличии, а слышался лишь его голос или непосредственно слова Аллаха, это было необыкновенным состоянием. Привыкнуть к этому, извлечь из этого пользу было для Пророка (мир ему) более трудным.
Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) добавляла к ранее приведенному сообщению собственные наблюдения: «Я наблюдала его состояние при ниспослании откровения в очень холодные дни: несмотря на стужу, его лоб был в поту». В другом сообщении госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Когда откровение ниспосылалось ему, его дыхание затруднялось, лицо становилось бледным, словно ветка финиковой пальмы, и передние зубы начинали стучать от холода; при этом он так потел, что капельки пота скатывались словно бусинки».
Иной раз это состояние во время откровения носило столь сильный характер, что даже животное, на котором сидел верхом Пророк (мир ему) не могло вынести веса и приседало. Однажды он отдыхал, положив голову на бедро Зейда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), и в это время начало нисходить откровение. В результате бедро было сдавлено такой силой, что господин Зейд (да будет доволен им Аллах) начал думать, что оно сломается.
В одном из сообщений, приводимых в сборнике «Муснад» Ахмада, Пророк (мир ему) сам говорил, что при данном виде откровения у него такое ощущение, будто душу выжимают. Иногда приглушенный звук такого откровения слышали и другие люди. Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что у лица Пророка (мир ему) во время ниспослания откровения слышали звук, напоминающий пчелиное жужжание.
2. Приход ангела в образе человека.
Другой способ откровения, указанный в данном хадисе, заключался в приходе ангела в человеческом облике. Джабраиль (мир ему) приходил в образе известного сподвижника Дихъи Кяльби (да будет доволен им Аллах). По мнению шейха Айни (милость ему Аллаха), такой выбор произошел, вероятно, потому, что он был самым красивым человеком того времени. Он был столь прекрасен, что оборачивал вокруг лица ткань, когда выходил на улицу.
Впрочем, сообщается, что иногда Джабраиль (мир ему) приходил и в иных образах. В рассказе господина Умара (да будет доволен им Аллах) говорится, что ангел приходил в обличии совершенного незнакомца, тем самым, вероятно, намереваясь поразить людей, ставших свидетелями его непринужденного разговора с Пророком (мир ему). При этом практически единогласно сходятся во мнении на том, что ангелом, через которого ниспосылалось откровение пророку Мухаммаду (мир ему), был именно Джабраиль. Коран гласит: ِ
«Скажи (Пророк): «Кто – враг Джабраилю (, тот – враг Аллаху)», ведь это он низвел его (Коран) в твое сердце…» (сура «Аль-Бакара», аят 97).
Отсюда очевидно, что откровение обычно ниспосылалось благородному Пророку (мир ему) через Джабраиля. Впрочем, имам Ахмад приводил слова имама Шагаби о том, что в первые три года пророчества откровение доносилось Исрафилом (мир ему), но Коран через него не передавался; Священная книга была полностью передана Джабраилем (мир ему).
Шейх Вакыди (милость ему Аллаха) и другие теологи отвергали данное мнение и считали, что единственным ангелом, передававшим откровение пророку Мухаммаду (мир ему), был Джабраиль (мир ему). Похоже, что шейх Бадруддин Айни склонялся к тому же. Кроме того, в достоверных хадисах и высказываниях сподвижников мы не находим подтверждения ранее приведенному мнению. Но шейх Ибн Хаджар склонялся к принятию именно данного мнения и говорил, что это происходило в тот ранний трехлетний период Божьего откровения, когда никакая часть Корана не передавалась. Как бы то ни было, при данном виде откровения ангел приходил в человеческом облике, и при этом Пророк (мир ему) не испытывал особых трудностей.
В одном из сообщений, записанных в сборнике «Сахих» Абу Аваны, приводится следующее высказывание благородного Пророка (мир ему): «И это состояние было наиболее легким для меня».
В сообщении госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) приводятся только два вышеуказанных способа откровения. Но из других повествований мы узнаем о существовании иных способов. Так, шейх Халими говорил, что их общее число доходит до сорока шести. Однако шейх Ибн Хаджар утверждал, что столь большого количества Халими достиг из-за учета различных характеристик Джабраиля (мир ему) в качестве способов откровения. Иными важными способами Божьего откровения, о которых сообщалось в хадисах, являются следующие:
3. Явление ангела в его изначальном образе.
Третий способ откровения заключался в приходе Джабраиля в своем изначальном виде, но такое происходило лишь трижды: в первый раз Пророк (мир ему) сам пожелал этого, второй раз это было при Вознесении благородного Мухаммада (мир ему) к небесам, а третье такое событие произошло в ранние дни пророчества в Айджаде у Мекки.
О первых двух явлениях есть достоверные записи. Насчет третьего имеются сомнения.
4. Пророческие сны.
Четвертый способ откровения выражался в снах, которые видел Пророк (мир ему) до начала ниспослания Корана. Все, что он видел во сне, происходило наяву после его пробуждения. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
«Поначалу откровение Посланнику (мир ему) ниспосылалось через пророческие сны. Все, что он видел во сне, оказывалось истинным, как утренний свет. Также, когда один мединский лицемер наслал на него колдовство, во сне Пророк (мир ему) узнал об этом, и там же ему был указан способ избавления от чар».
5. Разговор с Аллахом.
Так же, как и пророк Муса, Мухаммад (мир ему) был удостоен разговора непосредственно с Аллахом. В состоянии бодрствования это произошло лишь однажды: в ночь Вознесения. Еще один раз это случилось во сне.
6. Внушение в сердце.
Шестой способ откровения заключался в том, что Джабраиль (мир ему) не появляясь ни в какой форме, внушал послание в сердце Пророка (мир ему). Сообщается, что Пророк (мир ему) однажды сказал: «... Джабраиль внушил это в мое сердце». Сообщение из сборника Хакима выглядит следующим образом: «Джабраиль (мир ему) внушил мне в сердце, что никто из вас не покинет этот мир, пока не добудет всего положенного для него заработка».
Из книги Мухаммада Такы Усмани «Корановедение»