В некоторых биографических источниках, посвященных описанию жизни Абу Ханифы, называется число его учеников близкое к трем тысячам. Чаще всего в источниках упоминаются имена трех сотен из них. Далее мы приведем краткие сведения о четырех ближайших учениках Абу Ханифы, сыгравших главную роль в основании и распространении его мазхаба – Абу Юсуфе, Мухаммаде ибн ал-Хасане, Зуфаре и Хасане ибн Зияде.
Абу Юсуф
Я’кубибн Ибрахим ибн Хабиб ибн Хунайс ибн Са’д ибн Хубата ал-Ансари – был самым лучшим учеником Абу Ханифы, ставшим, впоследствии, верховным судьей при правлении таких халифов, как ал-Хади, ал-Махди и Харун ар-Рашид. Говорили даже, что никто в истории не вел судебных дел в масштабе всего халифата, за исключением двух – Абу Юсуфа и Абу Дауда.
Абу Юсуф очень длительное время был учеником Абу Ханифы, в результате стал одним из основоположников, факихов и муджтахидов ханафиского мазхаба. О его благонадежности в хранении и передачи сведений лестно отзывались такие ученые как Ахмад ибн Ханбаль, Яхйа ибн Му’ин и ‘Али ибн ал-Мадани, а также в различные века другие.
Он был учеником Абу Ханифы на протяжении двадцати лет и был беден, о чем и сам говорил: «Абу Ханифа содержал меня и мою семью на протяжении двадцати лет. Мать моя была против моего посещения его уроков, но однажды он сказал ей: «Оставь его, ведь, клянусь Аллахом, он достигнет больших высот и будет желанным гостем во дворце халифа».
Однажды, когда я уже был верховным судьей, случилось так, что халиф Харун ар-Рашид, повздорив со своей женой, сказал, что если та заночует где-то на его территории, он разведёт её и она ему больше не жена. В то время Харуну ар-Рашиду принадлежали территории, простирающиеся от Китая на Востоке – до океана на Западе.
Немного подумав, Абу Юсуф предложил следующее решение: руководствуясь аятом Корана, где говорится: «Ведь мечети принадлежат лишь Аллаху, так не взывайте же кроме Аллаха ни к кому»[1], он велел жене халифа переночевать в любой из мечетей, таким образом, конфликт был исчерпан, а брак халифа сохранен.
Харун ар-Рашид был очень впечатлен проницательностью Абу Юсуфа и справедливостью вынесенной им фетвы, равно, как и жена халифа была вне себя от счастья. В знак благодарности Абу Юсуф был приглашен во дворец, где ему были предложены различные яства и преподнесены различные дары в виде дорогой одежды. Абу Юсуф пробыл верховным судьей вплоть до самой своей смерти.
Помимо этого, Абу Юсуф приложил не мало усилий, чтобы оставить грядущим поколениям полученные им от Абу Ханифы знания и услышанные от Хишама ибн ‘Урвы и ‘Иты ибн ас-Саиба хадисы. От него самого знания получили такие великие мухаддисы и факихи, как Мухаммад ибн ал-Хасан, Ахмад ибн Ханбаль, Яхйа ибн Му’ин, Ахмад ибн Мани’ и другие.
Он был первым в истории, кто был удостоен должности верховного судьи. Абу Юсуф родился в 113 году хиджры, и умер 25 числа месяца Раби’ ал-Ахир 181 или 182 года хиджры в Багдаде[2]. В 1948 году Захидом ал-Каусари была написана книга, посвященная судейству и судебным решениям Абу Юсуфа, под названьем «Хусн ат-Такадзы фи Сират ал-Имам Абу Юсуф ал-Кадзый».
___________________________________________
[1] ал-Джин, 72/18.
[2] Ваки’, Ахбар ал-Кудат, III, 254; Саймари, Ахбар Абу Ханифа, стр. 90; Хатиб ал-Багдади, Тарих ал-Багдад, XIV, 242; Ибн Халликан, Вафаят ал-А’йан, VI, 387; Захаби, Тазкира ал-Хуффаз, I, 292; Ибн Кясир, ал-Бидая, X, 180; Курайши, ал-Джавахир ал-Музыййа, III, 611; Ибн ал-‘Имад, Шазарат, I, 297; Лакнави, ал-Фаваид ал-Бахийа, стр. 325.
(Продолжение следует)
Islam-today