Как проходили похороны пророка Мухаммада (мир ему)? Подробный разбор

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) закончил свою пророческую миссию, покинув этот бренный мир в понедельник между утром и полуднем 12-го числа месяца Рабиуль-авваль в 11-й год хиджры (Ибн Саад, Табакат 2/215; Ибн Кясир, Бидайа 5/282, 294, 295, 296, 313). 

Где и когда обмывали тело посланника Аллаха (мир ему)

Новость о смерти посланника Аллаха (мир ему) стала для всех мусульман большим потрясением. Несомненно, для них это была огромная утрата. Большинство мусульман Медины, узнав о кончине Порока (мир ему), устремились к мечети. Потрясенный этим событием Умар (да будет доволен им Всевышний), обратился к собравшейся у мечети толпе со словами: “Посланник Аллаха не умер...” (Ибн Хишам, Сира, 2/215).

Когда весть о смерти Пророка (мир ему) дошла до Абу Бакра (да будет доволен им Всевышний), он находился у себя дома в Сунхе. Услышав эту горестную новость, он тотчас же сел на коня и прибыл к мечети Пророка. Умар (да будет доволен им Всевышний) все еще продолжал говорить свою речь. Абу Бакр (да будет доволен им Всевышний) велел собравшимся расступиться и направился прямиком к комнате своей дочери Айши (да будет доволен ею Всевышний), в которой посланник Аллаха провел свои последние дни.

Когда Азраиль (а.с.) забрал душу Пророка (ﷺ)... >>

Войдя в комнату, он приоткрыл покрывало, которым было прикрыто тело посланника Аллаха (мир ему) и поцеловал его в лоб. Его глаза наполнились слезами и, глядя на тело посланника Аллаха (мир ему), он сказал: “Клянусь Всевышним, Он не будет навлекать на тебя две смерти. Ты вкусил свою смерть. И после этого ты уже больше не вкусишь смерти”. И произнес 30-й аят суры “аз-Зумар”:

إِنَّكَ مَيِّتٌ وَإِنَّهُم مَّيِّتُونَ

“Воистину, ты смертен, и они смертны” .

После этого он сказал: “В этом положении ты также прекрасен, как и при жизни”.  После он покинул комнату (Ибн Хишам, Сира, 2/216; Ибн Саад, Табакат, 2/209).

Его речь успокоила тех, кто находился в комнате с телом Пророка (мир ему). Абу Бакр (да будет доволен им Всевышний) был наполнен спокойствием. Необходимо было разъяснить ситуацию общине, обеспечить их спокойствие. Умар (да будет доволен им Всевышний) все еще продолжал свою речь. Абу Бакр попросил его присесть.

После того, как взоры людей устремились в сторону Абу Бакра, он обратился к ним со словами: “Кто поклонялся Мухаммаду (да будет доволен им Всевышний), знайте же, что он умер. А кто поклоняется Всевышнему, знайте, что Он Живущий (Хайи)”. Затем он прочитал следующий аят из Священного Корана:

وَمَا مُحَمَّدٌ إِلَّا رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ أَفَإِن مَّاتَ أَوْ قُتِلَ انقَلَبْتُمْ عَلَى أَعْقَابِكُمْ وَمَن يَنقَلِبْ عَلَى عَقِبَيْهِ فَلَن يَضُرَّ اللَّهَ شَيْئًا وَسَيَجْزِي اللَّهُ الشَّاكِرِينَ

“Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных” (Сура Алю Имран 3:144) (Ибн Хишам, Сира, 2/216; Ибн Саад, Табакат 2/211; Ибн Кясир, Бидайа, 5/280).

После этой речи Абу Бакра все, включая Умара, успокоились. Хоть это и было горестно, но им пришлось смириться с реальностью. Наполнившая их сердца боль, со слезами стала выходить наружу. В это самое время до Абу Бакра дошла новость, что часть ансаров, для обсуждения сложившейся ситуации, собралась в оазисе Бани Саида, которая находилась в пяти минутах ходьбы от мечети Пророка.

Смерть посланника Аллаха (мир ему), угроза от Византии, случаи вероотступничества, появившиеся еще при жизни посланника Аллаха (мир ему) и новые, ошибочно принятые решения, могли привести к непоправимым последствиям и расколу среди мусульман. На предложение Умара сходить и посмотреть, что думают ансары, Абу Бакр вместе с Абу Убайдой Ибн Джаррахом и Умаром направились к оазису Бану Саида. В ходе длившихся пару часов обсуждений было принято совместное решение об избрании Абу Бакра халифом (Ибн Хишам, Сира 2/217-220; Ибн Саад, Табакат 2/212-214).

Посланник Аллаха (мир ему) умер в промежутке между утром и полуднем, а к полудню Абу Бакр уже был избран халифом. Возвратившись обратно в мечеть Пророка, Абу Бакр возглавил полуденный намаз. После полуденного намаза первым делом принялись за организацию обмытия тела посланника Аллаха (мир ему).

Абу Бакр возложил эту обязанность на близких родственников Пророка (Байхаки, Кубра, 6735, 6987, 166627). Али, Ибн Аббас, Фадл ибн Аббас и вольноотпущенный раб посланника Аллаха (мир ему) по имени Шукран (да будет доволен ими Всевышний) сделали все необходимые приготовления и вошли в комнату Аиши (да будет доволен ею Аллах).

Они обмыли Пророка (мир ему) не снимая с него одежды, а затем для савана использовали одежды, которые дала им Аиша. (Ибн Хишам, Сира, 2/221, 222; Ибн Саад, Табакат, 2/217-227; Ибн Кясир, Бидайа, 5/301-303).

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Последние наставления Пророка Мухаммада (мир ему), сделанные перед смертью

Сура Корана, которая состарила пророка Мухаммада (мир ему)

Последние сло­ва, которые Пророк (с.г.в.) сказал до смерти

 

Социальные комментарии Cackle