Как правильно толковать сны по исламу?

Ислам признает, что человек — это создание, состоящее из тела, разума и души. Сновидения непосредственно связаны с душой человека и являются связующим элементом между душой и миром сокровенного.

Некоторые сны могут нести в себе какую-то новость о ближайшем или далеком будущем. Такие сны, например, могли видеть пророки Всевышнего. Некоторые сны являются результатом проявлений самого человека, например его мыслей, о которых он думал во время бодрствования. Затем эти мысли могут, собственно, проявиться в снах человека.

Согласно Ахли Сунне, сновидение — это сотворенное Всевышним видение, которое человек способен видеть в спящем состоянии. Ибо Всевышний в Священном Коране сказал: “Аллах Творец всего сущего” [Сура аль-Зумар 39:62].

Виды снов

Мусульманские ученые разделяют сны на три категории: вещие [Садк] сны, сны от шайтана, обычные сны, которые являются проявлением нашей повседневной жизни.

В Священном Коране придается особое значение сновидениям таких великих пророков как Йусуф и Ибрахим (мир им). В жизнеописании и хадисах Посланника Аллаха (мир ему) отдельное место занимают сновидения. Ислам изначально придавал важное значение такой части человеческой жизни как сновидение.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) поведал о том, что "благая весть", о которой идет речь в одном из аятов Священного Корана была получена через вещий сон Пророка (мир ему). Это указывает на важность вещих снов. На самом деле это утверждение можно обосновать следующим хадисом Посланника Аллаха (мир ему), ибо он сказал:

“... Существует три вида сновидений: вещее сновидение — это благовестие от Всевышнего; сновидение от шайтана - оно огорчает людей; третий вид сновидения — это общение человека с самим собой...” [Ибрагим Канан, Кутуб-и-Ситте, 17\513].

Чтобы обозначить важность вещего сна Посланник Аллаха (мир ему) в одном из своих хадисов сказал следующее: “Сновидение - одно из сорока шести частей пророчества” [Бухари, Табир, 5].

В другом хадисе, связанном со сновидениями, Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: “От пророчества ничего не осталось, кроме вещего сна, дающего благую весть. После меня не будет ни пророков, ни посланников” [Тирмизи, Сунан ат-Тирмизи / Ибн Хазм, 657, № 2277].

То есть со смертью последнего пророка и посланника Мухаммада (мир ему) все виды пророческих откровений уйдут в прошлое, останется лишь небольшой информационный канал - сновидение.

Можно ли рассказывать свои сны?

Согласно хадису переданному Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) Посланник Аллаха (мир ему) сказал: “Сон бывает трех видов. Первый - благая весть от Всевышнего. Второй - проявление нафса. Третий - устрашение шайтана. Если кто-то увидит приятный сон, если пожелает, пусть расскажет его. Если увидит неприятный сон, то пусть о нем никому не рассказывает, а встанет и прочитает намаз” [Байхаки, Адаб, 2/442].

Посланник Аллаха (мир ему) во многих своих хадисах советует не рассказывать неприятные сны. В одном из своих хадисов он косвенно порицает человека за то, что тот рассказал неприятный сон:

“Прекрасное сновидение от Всевышнего. Поэтому если кто-то из вас увидит приятные ему вещи, то пусть расскажет об этом лишь любимым [близким] людям. Если кто-то увидит неприятные вещи, то пусть от этого [сна] и злого умысла шайтана просит защиты у Всевышнего и три раза сплюнув через [левое] плечо никому не рассказывает о нем. В таком случае от этого сна не будет вреда” [Бухари, Тыбб, 39; Бадуль-Халк, 11].

Если уверовавший человек будет видеть все больше вещих снов, то — это признак приближения Судного Дня. Ибо согласно Бухари и Муслиму Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) предал следующие слова Посланника Аллаха (мир ему): “Когда время приблизится, то сны уверовавшего все больше будут становиться явью” [Бухари, Табир, 26; Муслим, Руйа,8].

На что необходимо обращать внимание во время толкования снов

Некоторые важные пункты, которыми должен руководствоваться человек толкующий сновидения:

1. Верховенство Корана.

2. Владение знаниями о символах (о соответствии знаков нематериального мира знакам материального мира).

3. Вдохновение.

4. Появление некоторых просветлений по поводу сна во время важных моментов: например, во время намаза, поклона, земного поклона, тавафа, дуа т.д..

Некоторые считают толкователей снов слишком непостоянными и изменчивыми в своих трактовках. Причиной может быть то, что сон связан непосредственно с какой-то определенной личностью, временем или ситуацией.

В мусульманских сонниках, из-за того, что не описана конкретная личность, время и ситуация, на одни и те же сны могут даваться совершенно разные трактовки. Поэтому растолковывая тот или иной сон необходимо об этом помнить. Иначе невозможно будет избавиться от противоречий.

Сновидения для верующего являются благом и местом прогулок его души. Есть некоторые условия, которые желательно соблюдать перед сном:

— Засыпать с сердцем, удаленным от плотских желаний, ненависти.

— Не засыпать с конкретной целью увидеть сновидение.

— Быть удаленным от чувств и событий, которые могут повлиять на ваше душевное состояние.

Можно ли руководствоваться сном?

Если говорить языком хадиса, то сны являются “мубашширатом”, то есть источником благих вестей.

Период, во время которого люди несут непосредственную ответственность за себя, — это время нашего бодрствования. Другими словами, в таких ситуациях, как сон или обморок, люди не несут ответственности. Считается, что в этот период человек не способен ни давать предписаний, ни выполнять какие-либо предписания.

Из вышесказанного, следует, что если человек во сне сказал что-то делающее его неверным, то он не считается вышедшим из веры. Если мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения доказательств или ссылок, то нет утверждений о том, что благие вести или предостережения, полученные посредством сна, имеют объективную ценность.

В этом аспекте они не могут быть приняты в качестве обязательных предписаний или аргументов. Тем не менее, в делах, которые не противоречат религии, сон может выражать особое послание увидевшему его человеку. Опять же при соблюдении обязательного условия: это не должно противоречить Священному Корану и Сунне Пророка (мир ему ). Иначе сновидение не имеет абсолютно никакой ценности.

Предположим, что человек имеющий все возможности для совершения паломничества [хадж], увидел сон и растолковал его как знак того, что он не должен совершать паломничество. В таком случае, согласно исламскому праву, нельзя отказываться от совершения предписаний Всевышнего и его Посланника (мир ему), а сон в этом случае не является причиной или юридическим обоснованием. Даже если человек увидит аналогичный сон не один, а сотни раз, он все равно должен действовать в соответствии с положениями исламского права.

Использовать сны для того, чтобы возвысить себя над другими, является большой ошибкой и проявлением открытого неуважения к положениям религии. Тем не менее, всегда приемлемо, чтобы сны выполняли направляющую функцию, при условии, что все остается в пределах дозволенного. Тем не менее, это нельзя рассматривать как правовое решение вынесенное на основе иджтихада Священного Корана и Сунны.

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Может ли душа покинуть тело во время сна?

Правда ли, что искренние верующие могут предвидеть будущее во сне?

Удивительный сон пророка Мухаммада (мир ему), увиденный в месяц Рамадан 

Социальные комментарии Cackle