Действия, запрещенные Всевышним Аллахом в категоричной и обязательной форме, называются запретными, харамом. Что является запретным, может определять только Аллах.
«О, верующие! Не называйте запретными те блага, которые дозволил вам Аллах. Но и не преступайте границы дозволенного. Поистине, Аллах не любит переходящих границы [установленные Им]. И питайтесь из того, чем Аллах наделил вас – дозволенным и благим. И бойтесь Аллаха, в Которого вы верите» (Аль-Маида, 5:87-88).
Хадисы нашего Пророка (с.а.с.) на эту тему лишь поясняют волю и решение Аллаха. При определении харама (запретного) Коран и сунна установили не какие-то частности, а основные принципы и общие правила. А предлагать эти правила в пригодной для каждой эпохи форме оставлено компетентным и квалифицированным ученым ислама.
Если человек объявляет разрешенным (халяль) что-то запрещенное религией, то этот человек оказывается вне пределов ислама. Поскольку это означает измышлять ложь от имени Аллаха. В связи с этой темой в Коране предписано:
«И не произносите языком ложь, утверждая [в отношении животных, которых вы называете бахира и саиба]: это – дозволено, а то – запретно. Не клевещите на Аллаха! Поистине, придумывающие ложь про Аллаха не преуспеют!» (Ан-Нахль, 16:116)
В особенности, если кто-то, пусть даже из добрых побуждений, объявит запретным то, что разрешено Аллахом, это не одобряется религией, поскольку у него нет на это полномочий.
В тот период, когда жил наш Пророк (с.а.с.), некоторые мусульмане предпочитали уход из мира, они отказывались заводить семьи, плохо питались и одевались, стремились проводить свою жизнь в нищете и лишениях. Наш Пророк (с.а.с.) предупредил их, что такое поведение наносит вред им самим и их близким.
В исламе дозволенным является все, что не запрещено категорично и доказательно, и что идет на пользу человеку. Данный принцип иногда воспринимается с осторожностью из-за опасения, что он может привести к признанию дозволенным любого действия, не признавая никаких ограничений.
Однако чрезмерные опасения стали причиной того, что люди установили в религии новые границы. Упомянутые в аяте широта и свобода обусловлены необходимостью не нарушать ограничения и избегать запретов Аллаха. Вместе с тем, мы должны проявить усердие в укреплении установленных границ дозволенного и не позволить хоть что-нибудь из запретного объявить дозволенным.
Не установлено никаких ограничений для приобретения доходов с условием дозволенности способов их добывания. Какой бы доход мы не имели, хорошо известно, сколько человек может израсходовать. Не будем склоняться к запретному, беспокоясь о пропитании.
Наша задача − постараться заработать и быть довольным тем, что предопределил нам Аллах. Вот что говорил об этом шейх Саади в своем произведении «Гулистан»: «Если бы сердца потомков Адама были так же привязаны к дающему пропитание, как и к самой пище, то человек своим положением превосходил бы ангелов». «Аллах не забыл про тебя, даже когда ты был в состоянии скрытого семени, не знающего себя. Он дал тебе дух, разум, сознание, красоту, речь, чувство меры, мышление и ум. К твоим плечам присоединил две руки, а к ним − десять пальцев. Эх ты, беспомощный! Неужели ты считаешь, что Он может забыть о твоем пропитании?».
Всевышнему Аллаху ведомо все, что мы совершаем. И Он призовет нас к ответу за наши деяния. Будучи мусульманами, мы всем сердцем верим в это. В таком случае, будем же добывать свой хлеб дозволенными путями. Если человек питается тем, что добыто недозволенным способом, Аллах не будет им доволен.
Что Вы думаете об этом? Напишите в комментариях!