Так же как отличается в мирской обители степень покорности и привязанности к Всевышнему Аллаху, так и наказание и воздаяние будут отличаться в вечной жизни. Поэтому в различных канонических текстах сообщается, что степени тех, кто удостоен Рая не будут одинаковыми. По этому поводу были ниспосланы многочисленные аяты Благородного Корана.
Представим вам некоторые из них:
«Не равны верующие, которые остаются дома, не подвергаясь опасности, и воины на пути Аллаха [рискующие] имуществом и жизнью. Аллах возвысил воинов [рискующих] имуществом и жизнью, над остающимися дома. Каждой [из двух групп] Аллах обещал награду [в виде Рая – за их веру]. Но воинов Аллах возвысил над остающимися дома великой наградой. [И эта награда –] Степени от Него, прощение и милость. И Аллах – Прощающий, Милующий [верующих]» (Ан-Ниса, 95-96).
«Поистине, [по-настоящему] верующие – это те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха. Их вера [и убежденность] усиливается, когда им читают Его аяты. Также они уповают [только] на своего Господа [вверяя Ему все свои дела]. Они [полноценно] выполняют намаз и расходуют [на Нашем пути] из того [имущества], чем Мы их наделили. Вот они – истинно верующие. Им – степени [высокое положение] у их Господа, прощение [за совершенные ошибки, которые присущи людям] и щедрый удел [в виде райских благ]» («Аль-Анфаль, 2-4).
«И каждому [рабу Аллаха] – свои степени [в Раю или в Аду] за то, что они совершали [из добра или зла]. И ничто из их поступков не скрыто от твоего Господа» (Аль-Ан‘ам, 132).
«Посмотри, как одних [людей] Мы предпочли другим, – и вечная жизнь, несомненно, выше по достоинству и предпочтительнее [поэтому следует стремиться к ней]» (Аль-Исра, 17:21).
Как видно из аятов, деяния рабов Аллаха отражаются на их воздаяниях в вечной жизни. Тем более такое же положение мы можем наблюдать и в наших мирских делах. Согласно упоминаниям в тафсирах, верующие отличаются по степеням.
Несмотря на то, что люди войдут в Райскую обитель по милости Всевышнего Аллаха, они будут удостоены ступеней Рая согласно своим деяниям. По этому поводу ‘Ата (р.а.) сказал: «Верующие возвысятся в ступенях Рая согласно своим деяниям».
По поводу толкования слова «ступени» Са‘ид ибн Джубейр (р.а.) сказал, что оно означает «добродетели и милость», а имам Муджахид (р.а.) – «благородные деяния». Большинство муфассиров комментировали «ступени»
как «высокие степени, которые приобретаются посредством совершения благих деяний». Абу Са‘ид аль-Худри (р.а.) передает хадис от посланника Аллаха (с.а.с.) о том, кто будет удостоен различных ступеней Рая:
«Поистине, обитатели Рая будут смотреть на живущих в покоях (верхних уровней Рая) над ними подобно тому, как вы смотрите на сверкающую вдалеке планету, которая удаляется к востоку или западу. Настолько одни будут превосходить других». Его спросили: «О, посланник Аллаха, будут ли эти покои жилищами пророков, которых не сможет достичь никто, кроме них?» Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Нет! Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, они для людей, которые уверовали в Аллаха и поверили посланникам!» (Аль-Бухари, Бад аль-халк: 8, №3083, 3/1188; Муслим, Джаннат: 3, №2831, 4/2177).
Посланник Аллаха (с.а.с.) сообщил о различных ступенях Рая в хадисе, переданном от Абу Хурайры (р.а.): «В Райской обители сто ступеней, между каждым из них сто лет расстояния» (Тирмизи, Сыфат аль-джаннат: 4, №2529, 4/674).
Посланник Аллаха (с.а.с.) также сообщил о величине Рая в хадисе, переданном от Абу Са‘ида аль-Худри (р.а.): «Поистине, в Раю сто ступеней и одна ее ступень вмещает в себя все земные меры» (Тирмизи, Сыфат аль-джаннат: 4, №2532, 4/676).