Если в душе у человека укоренилась вера-иман, то никакие усилия врагов Ислама, их попытки даже силой переубедить его, навязать ему иную веру будут безрезультатны. В этой связи вспоминается история Умара ибн Ясира и его родителей. Вспомним Священный Коран 106 аят суры «ан-Нахль»:
«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения».
Так произошло и с Умаром.
Аллах Та’аля упоминает об этом и во втором-четвертом аятах суры «аль-Анфаль»:
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили».
Этими качествами обладают истинные мусульмане вера, которых достигла степени неоспоримости.
Однако иман-вера бывает четырех степеней.
Первая называется «иман-фитри», то есть «врожденная вера-иман», вторая – «иман-таклиди» иными словами «вера-подражание», третья – «иман-истиделяли», то есть вера, основанная на доводах умозаключениях и четвертая степень «иман тахкыйкый», или высшая степень, – «истинная вера».
Причем первая степень свойственна детям, им же присуща и вторая степень, в основе которой лежит подражание. Они и кое-кто из наших единоверцев рассуждают приблизительно следующим образом: мои родители – мусульмане, а потому и мне следует не отставать от них. Эта позиция довольно зыбкая, не лишена сомнений, носитель ее по причине своей неустойчивости и крепости в вере может натворить грехов, последовать за адептами иных вероучений, однако было бы неправильно причислять представителей этой степени имана к неверующим. Они испытывают потребность в большой духовной поддержке.
Если же кто-то из них благодаря своей силе воли уверует в Аллаха Та’аля, Его пророков, в Судный день, Священный Коран, то он не будет считаться неверующим. В том случае, если он не будет соблюдать фардов-обязательных ритуалов и не будет остерегаться запретного, то превратится в великого грешника, ему будет ниспослана весть свыше, что его ожидают в будущем мучения в аду.
Поэтому те, кто считают себя уверовавшими, должны остерегаться харама-запретного, знать, что относится к фарду, и соблюдать их, ведь благодаря этому ваша вера станет еще крепче и озарит вашу душу.
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы, рекомендации»