«Скажи (о Мухаммад): «О, Аллах, Властелин всего! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и забираешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и принижаешь, кого пожелаешь. В Твоей власти – все благо. Поистине, Ты способен на все» (Имран, 26).
Ибн Аббас (р.а.) и Анас ибн Малик (р.а.) говорили: «Когда Аллах Всевышний даровал своему Посланнику (с.а.с.) завоевание Мекки, а Посланник (с.а.с.) пообещал своей общине завоевание Византии и Персии, мунафики сказали: «Поразительно, поразительно! Где Византия с Персией, и где Мухаммад! Они настолько сильны и могущественны, что никогда не окажутся под властью Мухаммада. Неужели Мухаммаду не хватает Мекки и Медины, что он замахнулся на власть Византии и Персии?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 70].
В соответствии с риваятом, переданным от Катады, посланник Аллаха (с.а.с.) попросил Аллаха Всевышнего даровать его общине власть над Ираном и Византией. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 3/148; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 70-71].
Сообщается, что причина, по которой был ниспослан двенадцатый аят суры аль-Ахзаб, в то же самое время является причиной ниспослания и этого аята. А именно:
Имам Табери в своем тафсире приводит риваят, переданный по каналу Ибн Башшара от Амра ибнуль-Ауфа аль-Музани, в котором говорится: «В год битвы у Рва посланник Аллаха (с.а.с.) очертил границы будущего рва. Ров должен был проходить от Аджмуш-Шейхайн, где жил род Бану Хариса, и до Мазаза. Затем на каждых десяти человек был выделен отрезок в сорок саженей, который необходимо было выкопать. Между мухаджирами и ансарами возник спор по поводу того, с какой из групп будет находиться Сальман аль-Фариси, так как Сальман был очень сильным человеком.
Мухаджиры сказали: «Сальман будет вместе с нами», а ансары говорили: «Нет, Сальман будет вместе с нами». Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Сальман из нас, из числа ахлю-бейт». Амр ибн Ауф говорил: «Я, Сальман, Хузейфа ибнуль-Яман, Нуман ибн Мукрин аль-Музани и еще четыре человека из числа ансаров копали сорок саженей. Выкопав три слоя, мы наткнулись на белую гранитную скалу. Наши мотыги сломались, но мы так и не смогли расколоть эту скалу.
Читайте также: Сура аль-Араф: когда читается Коран, слушайте его и молчите
Мы сказали: «О, Сальман! Отправляйся к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сообщи ему, что мы наткнулись на скалу. Спроси, что нам делать? Изменить направление рва или сделать что-то другое? Нам не хотелось бы менять направление рва».
Сальман пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.), который в тот момент был занят строительством навеса. Сальман сказал: «О, посланник Аллаха! Да станут мои родители выкупом за тебя. Внутри рва мы наткнулись на белую гранитную скалу, наши мотыги сломались, но мы так и не смогли отколоть от нее даже маленького куска. Что ты прикажешь нам делать? Мы не захотели менять направление рва».
Посланник Аллаха (с.а.с.) вместе с Сальманом спустился в ров, а мы вдевятером стояли на краю рва и наблюдали за ними. Посланник Аллаха (с.а.с.) взял кирку и ударил по скале так сильно, что из нее брызнули искры, подобные вспышке молнии, осветившие долину Медины. Посланник Аллаха (с.а.с.) произнес победный такбир, вслед за ним такбир произнесли и мусульмане.
Затем посланник Аллаха (с.а.с.) ударил по скале второй раз. И когда кирка коснулась скалы, снова брызнули искры подобные молнии, и осветившие долину Медины, подобно тому, как зажженный светильник освещает дом, в котором царит тьма. Посланник Аллаха (с.а.с.) произнес победный такбир, а вслед за ним и все мусульмане произнесли такбир.
Затем посланник Аллаха (с.а.с.) ударил по скале третий раз. И когда кирка коснулась скалы, снова брызнули искры подобные молнии, и осветили долину Медины, подобно тому, как зажженный светильник освещает дом, в котором царит тьма. Посланник Аллаха (с.а.с.) произнес победный такбир.
После этого, держась за руку Сальмана посланник Аллаха (с.а.с.) вылез из рва. Сальман сказал: «О, посланник Аллаха! Да станут мои родители выкупом за тебя. Сегодня я видел то, чего никогда раньше не видел».
Посланник Аллаха (с.а.с.) повернулся к другим людям и спросил: «Вы тоже видели то, о чем говорит Сальман?». Сахабы сказали: «Да станут наши родители выкупом за тебя о, посланник Аллаха! Мы видели, как ты ударил по скале, и вспыхнула молния подобная волне, увидев, как ты произносишь такбир, мы тоже произнесли такбир. Кроме этого, мы больше ничего не видели».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Вы правы. Во время первого удара сверкнула молния и осветила мне дворцы Хиры, а также Мадаин Кисры. Они были подобны зубам собаки. Джабраиль сообщил мне, что моя община победит их. Затем при втором ударе снова сверкнула молния, которую вы видели, она осветила мне красные дворцы Византии. Они были подобны зубам собаки. Джабраиль сообщил мне, что моя община победит их и захватит эти дворцы. Затем, во время третьего удара снова сверкнула молния, которую вы видели, она осветила мне дворцы Саны. Они были подобны зубам собаки. Джабраиль сообщил мне, что моя община захватит их, сказал: «Возрадуйся! Аллах приведет их к победе! Возрадуйся! Аллах приведет их к победе!».
Читайте также: Битва при Бадре: кто забрал себе трофеи?
Мусульмане очень обрадовались этой радостной вести и сказали: «Хвала Аллаху, который дал нам правдивое обещание, и который обещал нам победу после этой осады».
Когда окружившие Медину силы союзников, оказавшись полностью деморализованными, отступили, мусульмане сказали: «Это то, что обещали нам Аллах и Его посланник».
Мунафики (лицемеры) сказали: «Неужели вас это не удивляет? Он рассказывает вам сказки, вселяет в вас несбыточные надежды, и дает вам ложные обещания. Он говорит вам, что видел дворцы и города императора Персии, а вы из страха копаете ров. В то время как вы не имеете сил сражаться с врагом лицом к лицу, он рассказывает вам о том, как вы победите Персию и Византию».
И тогда были ниспосланы аяты: «Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: «Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением» [аль-Ахзаб 33/12] и «Скажи (о Мухаммад): «О Аллах, Властелин всего! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и забираешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и принижаешь, кого пожелаешь. В Твоей власти – все благо. Поистине, Ты способен на все» [Табери, Джамиуль-Байан, 20/85-86; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 4/303; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 71-72].