Всевышний Аллах упомянул эту историю в Своей великой Книге. Мы упоминаем ее здесь, чтобы читатель знал, что сказано об этом в Коране, и дабы все мы уверовали именно в то, что пришло в Коране, без добавлений и убавлений.
Всевышний Аллах сказал: «И Мы сказали: «О, Адам! Поселись ты и твоя жена (Хавва) в Раю и питайтесь (райскими плодами) оттуда на удовольствие, где пожелаете, но (только) не приближайтесь к этому дереву, чтобы (вам) не оказаться из (числа) неправедных». И заставил их шайтан споткнуться об него (дерево) и вывел их двоих оттуда, где они были (из Рая). И Мы сказали (Адаму, Хавве и Иблису): «Спуститесь (на землю), (будучи) врагами друг другу». Для вас на земле место пребывания и пользования (благами) до (определенного) времени (до Дня Суда)». И Адам получил от Господа своего слова (покаяния), и Он (Аллах) принял его покаяние, ведь Он – Принимающий покаяния, Милостивый» (сура «аль-Бакара», аяты 35-37).
Также Аллах сказал: «И (сказал Аллах): «О, Адам! Поселись ты и жена твоя (Хавва) в Раю! Питайтесь чем хотите, но не приближайтесь к этому дереву, а не то вы окажетесь беззаконниками! И нашептал им двоим шайтан, чтобы они ослушались Аллаха и чтобы этим открыть то, что было скрыто от них обоих из их наготы, и сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными». И поклялся он (Иблис) им: «Поистине, я для вас двоих – однозначно из числа добрых советчиков». И низвел он (Иблис) их обольщением. А после того, как они вкусили с дерева, стала видна им обоим их нагота. И стали они сшивать для себя райские листья. И воззвал к ним двоим Господь их: «Разве Я не запрещал вам двоим это дерево и разве не говорил вам, что шайтан для вас двоих – явный враг?» Сказали они двое: «Господь наш! Мы сами себе принесли зло, и, если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток» (сура «аль-Араф», аяты 19-23).
Умар ибн Харр передал, что Муджахид рассказывал:
«Когда Адам вкусил плоды с дерева, с него попадали все райские украшения, за исключением короны и пояса. Какими бы райскими листьями он не прикрывался, они непременно падали, тогда он повернулся к Хавве и сказал в слезах: «Готовься к тому, что мы покинем место, которое близко к Аллаху, и это первая беда, следующая за ослушанием!». Хавва ответила: «О, Адам! Я не думала, что кто-то станет клясться Аллахом и лгать!», ведь Иблис поклялся им относительно того дерева. И Адам начал бегать по Раю, стесняясь Господа миров, и тут он зацепился за ветви дерева. Он подумал, что пришло наказание. Он отпустил голову (от стыда) и сказал: «Прости! Прости!». Всемогущий и Великий Аллах спросил: «О Адам! Неужели ты бежишь от Меня?!». (Адам) ответил: «Я бегу из стеснения перед Тобой, о, Господь мой!» (Тафсир Ибн Касир, 1/80).
Аллах внушил двум ангелам: «Выведите Адама и Хавву из места, близкого ко Мне, ведь, поистине, они ослушались Меня!».
Тогда Джибриль снял корону с его головы, а Микаиль снял с него пояс. И когда Адам покинул пречистое царство, спустившись в обитель голода и недоедания, он плакал из-за своего греха на протяжении ста лет. Его голова опустилась к коленям, а из-за его слез на земле произросли трава и деревья. Его слезы уже успели образовать выемку в скале и скопились в ней.
Уахб инб Мунаббих рассказывал:
«Адам пробыл в гневе семь дней. А когда Всевышний Аллах взглянул на его на седьмой день, он сидел, опустив голову вниз и печалясь. Тогда Аллах внушил ему: «О, Адам! Что это за напряженное состояние, в котором Я вижу тебя сегодня?! Что это за несчастье, которое полностью уничтожило тебя?!»
Адам ответил: «Велико мое несчастье, о, Бог!» Окружили меня мои прегрешения, и я покинул царство моего Господа. И оказался в обители низости после обители щедрости. В обители несчастья после обители счастья, в обители усталости и тягости после обители спокойствия и отдыха, в обители бедствия после обители благополучия, в обители пути и исчезновения после обители вечного местопребывания и спокойствия, в обители, которая погибнет, после обители вечности, в обители обольщения после обители безопасности. О, Бог мой! Как же мне не плакать над своим прегрешением! Как же мое состояние не будет печалить меня?! О, Бог мой! Как я могу исправить это бедствие и несчастье?».
Всевышний Аллах сказал ему:
«Разве Я не избрал тебя для Себя и поселил тебя в Своей обители и превознес тебя нас Своими творениями, и наделил тебя Своей щедростью, и даровал тебе Свою любовь и защитил тебя от Своего гнева?! Разве Я не создал тебя Своей рукой и вдохнул в тебя из Своего духа, и приказал ангелам пасть ниц перед тобой? Разве ты не был рядом со Мной в центре Рая и по Моей щедрости занимал те места, которые ты желал? Но ты ослушался Моего веления, забыл Мой завет и погубил Мое завещание. Почему же ты находишь удивительным Мой гнев?! Клянусь Своим величием, если бы вся земля была заполнена мужами, которые прославляют Меня ночью и днем, не уставая, а затем бы все они ослушались Меня, Я непременно бы поместил их на степень ослушников. И, поистине, Я проявлю милость к твоей слабости, прощу тебе твою ошибку, приму твое покаяние, услышу твои смиренные мольбы и прощу тебе твой грех!
Скажи: «Нет истинного бога, кроме Тебя, пречист Ты (от недостатков), о, Аллах, и хвала Тебе! Я поступил несправедливо по отношению к самому себе и совершил дурной поступок, прими же мое покаяние. Поистине, Ты – Принимающий покаяния, Милующий!». Адам произнес эти слова.
Затем его Господь сказа ему: «Скажи: «Нет истинного бога, кроме Тебя! Пречист Ты, о, Аллах, и хвала Тебе. Я поступил несправедливо по отношению к самому себе и совершил дурной поступок, прости же меня! Поистине, Ты – Прощающий, Милующий». И Адам произнес эти слова.
Затем его Господь сказал ему: Скажи: «Нет истинного бога, кроме Тебя! Пречист Ты, о, Аллах, и хвала Тебе. Я поступил несправедливо по отношению к самому себе и совершил дурной поступок, прости же меня! Поистине, Ты – самый милостивый из всех милостивых!».
Также он рассказывал: «Из-за сильного несчастья Адам сильно плакал и сильно печалился, и даже ангелы стали испытывать печаль из-за его печали и плакать из-за его слез. Адам плакал на протяжении двухсот лет, и тогда Аллах послал к нему один из райских шатров и установил его для Адама в том месте, где в будущем находилась Кааба».
Из книги «История раскаявшихся»