«(О, мусульмане!) Поистине, ваш (истинный) покровитель – лишь Аллах, Его Посланник и верующие, (полноценно) совершающие намаз, выплачивающие закят и (смиренно) склоняющиеся (перед Аллахом) в поясном поклоне. Кто берет себе в покровители Аллаха, Его Посланника и верующих, (тот сторонник партии Аллаха, а) ведь партия Аллаха непременно одержит победу» (Аль-Маида, 55-56).
По поводу причины ниспослания этих аятов существует три разных риваята, в соответствии с которыми эти аяты были ниспосланы в отношении Убады ибн Самита, Абдуллаха ибн Саляма и Али ибн Абу Талиба.
Вышеупомянутая история Убады ибн Самита упоминается Ибн Исхаком в качестве причины ниспослания этих аятов. Единственным же отличием от того риваята является то, что в риваяте Ибн Исхака упоминается о том, что Убаду ибн Самита связывали дружеские отношения с иудеями из племени Бану Кайнука, которые он затем разорвал [Табери, Джамиуль-Байан, 6/186].
В риваяте, переданном от Джабира ибн Абдуллаха и Ибн Аббаса, сообщается, что данные аяты были ниспосланы в отношении Абдуллаха ибн Саляма и его товарищей.
В этом риваяте сообщается, что однажды Абдуллах ибн Салям и еще несколько человек, принявших ислам из его народа, пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «О, посланник Аллаха! Наши дома далеки от Медины и нет никого, кто жил бы с нами и разговаривал. Наш народ из племен Бану Надир и Бану Курайза изгнали нас, когда мы уверовали в Аллаха и Его посланника, приняв решение не отдавать за нас своих дочерей, не брать в жены наших дочерей и полностью прекратить любое общение с нами. Нам очень тяжело от того, что вокруг нас нет никого, с кем мы могли бы общаться».
В ответ посланник Аллаха ﷺ прочел им аят: «(О, мусульмане!) Поистине, ваш (истинный) покровитель – лишь Аллах, Его Посланник и верующие...» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 137]. Тогда Абдуллах ибн Салям сказал: «Поистине, мы довольны Аллахом, Его посланником и верующими в качестве друзей» [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 6/143].
В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что та часть аята, где говорится «...(полноценно) совершающие намаз, выплачивающие закят и (смиренно) склоняющиеся (перед Аллахом) в поясном поклоне» была ниспослана в отношении Али. И хотя в этом риваяте сообщается, что когда Али, совершая намаз, находился в поясном поклоне, он сделал знак бедняку просящему подаяние, чтобы тот снял с его руки кольцо и взял его себе, указывая тем самым на то, что верующий даже во время намаза способен дать садака [Табери, Джамиуль-Байан, 6/186].
Однако следует отметить, что хукм содержащийся в данном аяте касается всех верующих, хотя в первую очередь он относится к Али.
Риваят, в котором рассказывается о том, что Али даже во время намаза давал садака, приводит Фахруддин ар-Разы в более развернутом виде, но без упоминания о том, что это стало причиной ниспослания данного аята.
В этом риваяте говорится: Абу Зарр рассказывал: «Однажды мы совершили полуденный намаз вместе с посланником Аллаха ﷺ. В мечеть вошел человек, просящий подаяние, и попросил садака у находящихся там, но никто не дал ему ничего. Тогда этот человек, воздев руки к небу, сказал: «О, Аллах! Я свидетельствую, что попросил садака в мечети Посланника, но ни один человек ничего не дал мне».
В этот момент Али находился в поясном поклоне. Он знаком указал человеку, просящему садака на кольцо, которое было у него на мизинце правой руки. И тогда этот человек подошел к нему и снял кольцо у него с пальца. Посланник Аллаха ﷺ, видевший как Али подал знак и как человек, просивший садака, снял с его пальца кольцо и ушел, сказал: «О, Аллах! Мой брат Муса обратился к Тебе с просьбой, сказав: «О, мой Господь! Раскрой мою грудь, и дай мне помощника в моем деле. Укрепи меня моим братом Харуном». О, Аллах! Я – Твой пророк Мухаммад. Раскрой и мою грудь, и облегчи мое дело. Дай мне помощника из моей семьи. Укрепи мою спину посредством Али».
Абу Зарр говорил: «Клянусь Аллахом, не успел посланник Аллаха ﷺ завершить свое дуа, как пришел Джибриль и сказал: «О, Мухаммад! Читай: «(О, мусульмане!) Поистине, ваш (истинный) покровитель – лишь Аллах, Его Посланник и верующие, (полноценно) совершающие намаз, выплачивающие закят и (смиренно) склоняющиеся (перед Аллахом) в поясном поклоне»» [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 12/26].
Как мы уже говорили немногим ранее, Али, как и другие верующие, любил раздавать садака, и он более других достоин того, чтобы этот аят был ниспослан в отношении него. Но наряду с тем, что риваят от Абу Зарра указывает на частность причины ниспослания, тем не менее данный аят касается всех верующих.