История ниспослания аята: «Они приписывают Аллаху дочерей, говоря что ангелы – дочери Аллаха»

وَقَالَ اللَّهُ لَا تَتَّخِذُوا إِلَهَيْنِ اثْنَيْنِ إِنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ51

وَلَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَلَهُ الدِّينُ وَاصِبًا أَفَغَيْرَ اللَّهِ تَتَّقُونَ 52

«И Аллах сказал [через своих посланников]: «Не поклоняйтесь двум богам! Поистине, Бог только один. Меня одного страшитесь!» Ему принадлежит все, что на небесах и на земле. И Ему одному следует подчиняться. Неужели вы боитесь кого-то, кроме Аллаха?» (ан-Нахль, 51-52).

Мукатиль рахимахуллахи рассказывал: «Однажды во время намаза один из мусульман обратился к Всевышнему Аллаху по имени Ар-Рахман. Слышавший это многобожник сказал: «Разве Мухаммад с товарищами не призывают к поклонению одному единственному богу? А сами взывают к двум богам сразу!» И тогда был ниспослан этот аят».

Отвечают ли родители за грехи своих детей?

وَيَجْعَلُونَ لِلَّهِ الْبَنَاتِ سُبْحَانَهُ وَلَهُم مَّا يَشْتَهُونَ 57

 «Они [язычники] приписывают Аллаху дочерей [говоря: «Ангелы – дочери Аллаха»]. Пречист Он [от того, чтобы иметь детей]! Себе же они оставляют, кого пожелают [мальчиков]» (ан-Нахль, 57).

Этот аят был ниспослан относительно арабов племен Кинана и Хузаа, которые верили в то, что ангелы – это дочери Аллаха, и говорили: «К дочерям следует относиться лишь как к дочерям». 

ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا عَبْدًا مَّمْلُوكًا لَّا يَقْدِرُ عَلَى شَيْءٍ وَمَن رَّزَقْنَاهُ مِنَّا رِزْقًا حَسَنًا فَهُوَ يُنفِقُ مِنْهُ سِرًّا وَجَهْرًا هَلْ يَسْتَوُونَ الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ 75
وَضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا رَّجُلَيْنِ أَحَدُهُمَا أَبْكَمُ لَا يَقْدِرُ عَلَى شَيْءٍ وَهُوَ كَلٌّ عَلَى مَوْلَاهُ أَيْنَمَا يُوَجِّههُّ لَا يَأْتِ بِخَيْرٍ هَلْ يَسْتَوِي هُوَ وَمَن يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَهُوَ عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ
76

«Аллах привел в пример раба, который принадлежит другому и не может ничего [ничем не владеет и не распоряжается], и человека, которому Мы даровали прекрасное [чистое и разрешенное] богатство и который [щедро] расходует его – тайно и открыто. Равны ли они? Хвала Аллаху! Но большая часть их [этих людей] не знает этого [не осознает этой разницы, и поэтому продолжает пребывать в неверии и заблуждении]. И Аллах привел в пример двух людей. Один из них – немой, немощный и обременяет своего опекуна. Куда его ни направь [и что ни поручи], он не приносит пользы. [С ним Аллах сравнивает неверующего] Разве он равен тому, кто [обладая способностью красиво говорить, обращается к людям и] побуждает к справедливости [к правдивости во всем и приносит пользу людям] и [который сам] следует прямым путем [и поэтому добивается всего желаемого малыми усилиями]? [С ним Господь сравнивает праведного верующего]» (ан-Нахль, 75-76).

Учим имена Всевышнего: что означает имя Аль-Мухаймин?

В рассказанном Ибн Джариром риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, который приводит в своем «Любаб ан-Нукуль» имам ас-Суюти, говорится: «Аят: «Аллах привел в пример раба, который принадлежит другому и не может ничего [ничем не владеет и не распоряжается], и человека, которому Мы даровали прекрасное [чистое и разрешенное] богатство и который [щедро] расходует его – тайно и открыто…», – был ниспослан относительно одного верующего человека из числа курайшитов и его раба.

А аят: «И Аллах привел в пример двух людей. Один из них – немой, немощный и обременяет своего опекуна…», – был ниспослан относительно ‘Усмана ибн ‘Аффана радыяллаху ‘анху и его нерадивого раба, который всячески препятствовал добродетели своего хозяина».

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle