Искусство толкования снов в Исламе

В Коране и Сунне уделяется достаточно внимания вопросу сновидений. Сны являются неотъемлемой частью человеческого бытия. Самая известная дискуссия о толковании сновидений наглядно отражена в жизни Пророка Юсуфа (мир ему). Умение толковать сновидения было одной из способностей Юсуфа (мир ему), дарованной ему Создателем. Аллах говорит об этом в Коране:

«…Так Мы утвердили Йусуфа (Иосифа) на земле и научили его толкованию снов». (Сура Юсуф, аят 21)

Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила о начале Откровения:

«Ниспослание откровений Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, началось с благого видения во сне, а никаких иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре, он никогда не видел. Затем ему была внушена любовь к уединению…» (Бухари)

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

«Некоторым сподвижникам Пророка (мир ему) было открыто во сне, что Ночью Предопределения будет одна из семи последних ночей Рамадана, и тогда Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждет Ночи Предопределения, ожидает ее наступления в течение семи последних ночей». (Бухари, Муслим)

Из приведенных выше хадисов становится понятным, что Посланник Аллаха (мир ему) и его сподвижники видели вещие сны и делились ими друг с другом.

Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не осталось от пророчества ничего, кроме радостных вестей (аль-мубашшират)”. Люди спросили: “А что такое радостные вести?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Благие сновидения”». (Бухари)

Он также передает от Посланника Аллаха (мир ему):

«Сны верующих являются одной сороковой частью пророчества». (Бухари)

Посланник Аллаха (мир ему) говорил:

«Кто видит меня во сне, тот воистину меня увидел, шайтан не может явиться в моем образе». (Бухари)

Табиин Саид бин аль-Мусайиб считался наилучшим толкователем снов. Он обучился этому искусству у Асмы бинт Абу Бакр. Она, в свою очередь, получила свои способности от своего отца, сподвижника Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает:

«Однажды один человек пришел к пророку (мир ему) и сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, сегодня ночью я видел во сне облако, из которого изливались масло и мед, и я видел людей, собиравших это в ладони, и у некоторых из них в руках оказалось много масла и меда, а у других мало.

И я увидел веревку, тянувшуюся от неба до земли, и я увидел, как ты взялся за нее и поднялся по ней наверх. Потом, после тебя, за нее взялся другой человек и поднялся наверх, потом за нее взялся другой человек и поднялся наверх,а потом взялся другой человек, но она порвалась, а затем ее соединили для него, и он тоже поднялся наверх”.

После этого Абу Бакр сказал: “О Посланник Аллаха, да станет отец мой выкупом за тебя, клянусь Аллахом, если позволишь, я истолкую этот сон”.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Толкуй».

Тогда Абу Бакр сказал: “Что касается облака, то это Ислам, а что касается изливавшихся из него масла и меда, то это сладость и мягкость Корана. Что касается масла и меда, которые люди собирали в ладони, то это значит, что некоторым людям достается много этого, а другим мало. Что же касается веревки, тянувшейся от неба до земли, то это истина, которой ты придерживаешься и посредством которой Аллах вознесет тебя ввысь.

Потом, после тебя, ее станет придерживаться другой человек, благодаря чему он тоже вознесется ввысь, потом станет придерживаться ее другой, благодаря чему он тоже вознесется ввысь. Потом за эту веревку возьмется другой человек, но она порвется в его руках, после чего ее соединят для него, и он тоже вознесется ввысь. А теперь скажи мне, о Посланник Аллаха, да станет мой отец выкупом за тебя, прав я был или ошибся?”

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В чем-то ты был прав, а в чем-то ошибся». Абу Бакр сказал: “Клянусь Аллахом, ты должен сказать мне, в чем я ошибся!” — на что Пророк (мир ему) сказал: «Не клянись»». (Бухари)

Абу Хурайра передает от Посланника Аллаха (мир ему): «Когда приблизится Судный день, сны верующего уже почти не будут лгать».

Самым известным толкователем снов в истории Ислама считается Мухаммад Ибн Сирин. Он родился в 34 году хиджры во время правления Халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Его родители были вольноотпущенниками Абу Бакра и Умара. Несмотря на то, что он был частично глух, он считается выдающимся передатчиком хадисов, отличавшимся честностью, преданностью и благочестием. Он умер в 110 году хиджры

Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трех видов: впечатления человека, результат его размышлений, переживаний; устрашение Сатаны и привнесение им печали, скорби; вещий сон, являющийся благой вестью от Господа».

Он был одарен Аллахом способностью достоверно толковать сны. К сожалению, сегодня люди приписывают ему труды и книги, которые никогда не принадлежали его перу. 

В истории Ислама сохранились труды по толкованию сновидений, например, такие труды принадлежат мухаддису Имаму Ибн Кутейбе. Имам аль-Кайравани систематизировал труды Ибн Кутейбы и других ученых в области толкования снов.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle