Помощь родственникам - наша обязанность

«Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно» (Сура «Исра», аят 26).

Человек все дальше толкает себя к одиночеству, не может решать стоящие перед ним проблемы и все глубже погружается в них. Институты социальной взаимопомощи, создаваемые в Исламе, спасают человека от этого одиночества, превращают его в индивида здорового общества. В связи с этим, большое значение в мусульманском обществе имеет взаимное внимание и взаимопомощь людей, особенно близких родственников. Вплоть до того, что оказание любой помощи должно начинаться с близких родственников и только затем помощь может быть направлена другим нуждающимся.

Пока человек способен зарабатывать себе на жизнь, он может и не чувствовать нужду в других людях. Однако человек вынужден жить в меняющихся условиях. И может наступить такой день, когда он не сможет обеспечить свою жизнь и потребности своей семьи. Вот в таких ситуациях первые, к кому человек имеет право обратиться за помощью, это его близкие родственники. В представленном в качестве темы аяте говорится о необходимости отдавать должное родственнику, бедняку и путнику. Эта помощь – не благотворительность, это их право и наш долг. Помощь нуждающимся родственникам здесь упоминается с целью внушения ее необходимости для сохранения родственных связей.

Родственной взаимопомощи придается настолько важное значение, что Всевышний Аллах сообщает нам: благочестие не только в том, чтобы совершать обряды поклонения, благочестив тот, кто с радостью расходует свое добро, нажитое им праведным путем, для помощи родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим. (Бакара, 2:177)

Даже если наши родственники плохо относятся  к нам, мы ни в коем случае не должны отказывать им в помощи. Ведь недаром в одном из аятов говорится: «Пусть обладающие достоинствами и достатком сре-ди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам» (Нур, 24:22). А в хадисах нашего Пророка передается, что наибольшим достоинством обладает садака, данная тому родственнику, который проявляет недружелюбие (Ахмад б. Ханбал, “Муснад”, 3/402), что садака, данная родствен-нику, обладает двойным достоинством по сравнению с милостыней, подаваемой беднякам (Тирмизи, “Книга закята”, 26).

Помощь родственникам квалифицируется как ихсан, благодеяние. Если человек оставляет после себя имущество, он обязан в своем  завещании избежать несправедливости по отношению к своим родственни-кам (Бакара, 2:180). Даже если родственник не является наследником, но присутствует при раздаче оставленного имущества, то ему, так же как и сиротам и нищим, нужно что-нибудь отдать из распределяемого имущества. И это является ваджибом, предписанным действием (Ниса, 4:8).

Всевышний Аллах требует от нас одаривать родственников (Нахль, 16:90), угощать их, всегда сохранять родственные отношения. Кто хочет добиться довольства Аллаха, тот должен помогать своим родственни-кам. Именно они заслужат спасения (Рум, 30:38).

Если мы не протягиваем руку помощи нуждающимся родственни-кам, то мы виновны в неисполнении одной из важных обязанностей, возлагаемых на нас нашей религией. Мы не должны забывать о том, какое внимание уделяется в Исламе вопросам поддержания контактов с родственниками, необходимости заботиться о них, присматривать за ними, готовности прийти к ним на помощь в любую минуту. В хадисе даже говорится, что не попадут в Рай те, кто невнимателен к своим родным, перестал интересоваться их делами, прекратил им помощь и поддержку (Бухари, “Книга приличий”, 11). Мы также не должны забывать, что это является большим грехом.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle