Имам Газали и джинны: удивительные свидетельства существования невидимого мира

Фото: Garakta-Studio/ elements.envato.com

Фото: Garakta-Studio/ elements.envato.com

Произнося «а’узу», человек ищет защиты от всего у Аллаха

Истиаза делится на три вида: связанную с качествами, действиями и сущностью. Не зря Посланник Аллаха ﷺ говорит: «О Аллах, прибегаю к Твоему довольству от Твоего гнева, к Твоему прощению от Твоего наказания и к Тебе от Тебя».

Причина, по которой слово «Аллах» предпочтительнее других имен в истиазе, заключается в том, что это имя охватывает все виды истиазы.

В «ат-Тафсиру’ль-Кабире» автор пишет: «Зло может касаться веры (итикада), или человеческих поступков и тела. Грехи в вопросах итикада – это все ложные секты и семьдесят два заблудших направления (фырка). Зло в моральных и телесных вопросах – это запреты, вредящие религии, а также бесчисленные беды и несчастья, такие как болезни, пожары, утопления, нищета, слепота, инвалидность, которые не затрагивают веру. Произнося «а’узу», человек ищет защиты от всего этого у Аллаха. Когда человек в здравом уме размышляет о зле, которое могут причинить люди, джинны и животные, осознавая, что это может принести несметный вред, и, что силой сотворенных от них невозможно полностью уберечься, он обращается за защитой к Всемогущему Аллаху, способному защитить от всех бед и опасностей, он говорит: «А’узу билляхи»Говорят, что все знания содержатся в четырех великих книгах. Знание четырех книг содержится в Коране; Куръан – в суре аль-Фатиха; Фатиха – в бисмилляхи; бисмиллях сосредоточен в букве «ба».

В «Тафсир аль-Кабире» говорится: «Цель знания – приближение к Аллахау. Буква «ба» в «билляхи» означает присоединение и символизирует приближение к Аллаху. Подробные разъяснения, связанные с буквой «ба», можно найти в разделе, посвященном «бисмилле».

Шайтан был отдален из милости Аллаха. В хадисе, приведенномм со слов Ибн Аббаса (р.a.), сказано: «Когда Иблис стал мятежным, он был проклят и получил имя Шайтан». Как видно из этого хадиса, свое имя шайтан получил после того, как был изгнан из божественного присутствия и проклят. До этого его звали Азазиль или Наиль». В истиазе не перечисляются конкретные действия шайтана, которые могут привести к одержимости, сомнениям (васваса) или причинению вреда, и от которых нужно искать защиты у Аллаха. Однако в общем смысле истиаза защищает от всего этого.

«А’узу билляхи»: смысл и величие просьбы о защите у Аллаха

В произведении под названием «Равзатуль-Ахъяр» утверждается, что у шайтанов есть мужчины и женщины. Они размножаются естественным путем и бессмертны. У джиннов тоже есть представители обоих полов, которые рождаются и умирают. Ангелы же лишены пола, не размножаются естественным путем и не нуждаются в пище и воде. Этот и другие подобные риваяты свидетельствуют о существовании шайтанов и джиннов. Отрицание же их реальности встречается среди невежественных философов и некоторых целителей.

По преданию, великий представитель суннитского тасаввуфа Имам Газали был духовным наставником людей и джиннов. Однажды он спросил джиннов: «Что происходит в мире?» Джины сказали: «Замахшари сейчас пишет важный труд по тафсиру. Он уже дошел до середины работы». Газали сказал джиннам: «Принесите мне то, что он написал».

Джинны принесли уже написанную часть тафсира Замахшари. Газали сделал копию этой рукописи. А джины отнесли обратно основную рукопись и положили на место. Через некоторое время к Газали пришел сам Замахшари и был поражен, увидев свою работу. Он не мог понять, как она оказалась у Газали, ведь он никому ее не показывал.

Замахшари был озадачен и спросил: «Если это мое произведение, то как оно сюда попало? Если же оно принадлежит кому-то другому, то как можно объяснить такое сходство в словах, смысле и порядке?» Газали ответил: «Да, это написанное тобой произведение. Оно дошло до нас через джиннов».

Услышав такой ответ, Замахшари, у которого были сомнения относительно джиннов, пришлось признать их существование. Отсюда нельзя делать вывод, что джинны обладают тайным знанием (гайб). Аллах Всевышний недаром говорит:

«…джинны поняли, что если бы они знали тайное, то не оставались бы (так долго) в унизительном положении» (сура Саба’, 14).

Из книги «Рухуль-Байан»

Социальные комментарии Cackle