«И пусть сохраняют целомудрие те, кто не может вступить в брак»: история ниспослания аята
Фото: Anucha Naisuntorn/ shutterstock.com
وَلْيَسْتَعْفِفِ الَّذِينَ لَا يَجِدُونَ نِكَاحًا حَتَّى يُغْنِيَهُمْ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ
وَالَّذِينَ يَبْتَغُونَ الْكِتَابَ مِمَّا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ فَكَاتِبُوهُمْ إِنْ
عَلِمْتُمْ فِيهِمْ خَيْرًا وَآتُوهُم مِّن مَّالِ اللَّهِ الَّذِي آتَاكُمْ وَلَا
تُكْرِهُوا فَتَيَاتِكُمْ عَلَى الْبِغَاء إِنْ أَرَدْنَ تَحَصُّنًا لِّتَبْتَغُوا عَرَضَ الْحَيَاةِ
الدُّنْيَا وَمَن يُكْرِههُّنَّ فَإِنَّ اللَّهَ مِن بَعْدِ إِكْرَاهِهِنَّ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«И пусть сохраняют целомудрие [избегают прелюбодеяния] те, кто не может вступить в брак [из-за отсутствия средств на махр и на обеспечение семьи], пока Аллах не обогатит их из Своих щедрот [и у них появится возможность вступить в брак]. Те [рабы и рабыни], кто хочет заключить договор «китаба» [договориться об освобождении из рабства за определенную плату или имущество], то заключите с ними такой договор, если вы видите в них хорошее [они достойны доверия и могут заработать сумму, достаточную для освобождения], и поделитесь [вы, их хозяева] с ними из того имущества, которое Аллах дал вам [помогайте им ускорить освобождение]. Не принуждайте ваших рабынь к распутству ради земных благ, [тем более] если они [сами] стараются сохранить целомудрие. Если кто-то принудит их к этому [то пусть покается и перестанет], ведь Аллах и после принуждения [этих рабынь] – Прощающий, Милующий [их]» (Ан-Нур, 33).
Мукатиль ибн Хайян говорит: «Согласно полученным нами сведениям, аят был ниспослан про двух человек, принуждавших своих невольниц к блуду. Одну из них, принадлежавшую одному ансару, звали Мусайка. Другую невольницу, хозяином которой был ‘Абдуллах ибн Убайй, звали Умайма Умм Мусайкой. В таком же положении оказались невольницы по имени Муаза и Урва.
Две из них – Мусайка и Умм Мусайка – пришли к Пророку ﷺ и рассказали ему о своем положении. После этого Аллах Всевышний ниспослал об этом аят: «Не принуждайте своих невольниц к блуду ради обретения тленных благ мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие» (Ибн Касир, внп, VI, 59).
В одном сообщении Абу Салиха, переданном от Ибн ‘Аббаса, говорится, что человеком, который пришел к Пророку ﷺ и попросил дозволить прелюбодеяние не принадлежавшей ему невольнице, был сам ‘Абдуллах ибн Убайй.
Согласно этому, однажды ‘Абдуллах ибн Убайй привел к Расулюллаху ﷺ одну очень красивую невольницу по имени Муаза и сказал: «Эй, Посланник Аллаха! Эта невольница принадлежит сиротам такого-то человека. Может, велим ей заняться блудом, чтобы эти сироты воспользовались ее заработком?»
Пророк ﷺ соизволил сказать: «Нет!»
После того, как ‘Абдуллах ибн Убайй настойчиво попросил еще раз, был ниспослан этот аят (Рази, внп, XXIII, 220).
Из книги «Азбабун-Нузуль»
Читайте также:
-
Что такое иман?
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!) приводится:
Когда у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) спросили, что такое иман, он ответил следующим образом: «Это свидетельство о том, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) – раб и посланник Аллаха, вера в Его ангелов, книги, пророков, в вечную жизнь, вера в предопределенность и судьбу, и в то, что все хорошее и плохое происходит по велению и предопределению Аллаха».
-
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура занимает одну из важнейших позиций в многовековой истории культур всех народов. Она возникла на необъятных просторах Багдадского халифата. Высокоразвитая, самобытная арабо-мусульманская культура средневековья представляла собой сложное явление. На ее развитие и становление повлияло наследие античности, творчество арабских деятелей и бесценный вклад народов Средиземноморья и Средней Азии.
Расцвет арабо-мусульманской культуры пришелся на IX-XI века. Ее влияние простерлось достаточно далеко: от Индии до Испании, включая Северную Африку и Ближний Восток. Уникальность арабо-мусульманской культуры в первую очередь обусловлена особенностями ислама, обладающего мощной объединяющей силой.
-
Колодец, в который сбросили Пророка Юсуфа (а.с.)
В Коране нет суры, от начала и до конца посвященной истории какого-либо пророка, кроме пророка Юсуфа (мир ему). Ещё ребёнком Юсуфу приснился пророческий сон, который Якуб, его отец, растолковал так...
-
3 способа тренировки мозга по Сунне
Ученые находятся в постоянном поиске средств для улучшения качества человеческой жизни и увеличения ее продолжительности. И очень часто случается так, что найденные ими средства (не медикаментозные) созвучны или же уже являются частью духовно-религиозной практики мусульман...
-
Начался месяц Мухаррам. В чем его значимость?
Сегодня с наступлением первого дня Священного месяца Мухаррам, начался новый 1439 год по Хиджре. Хиджра - это переселение Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Медину. Произошла она в 622 году. Эта важная дата в истории ислама, это событие стало отправной точкой исламской истории, и именно поэтому мусульманское летоисчисление начинается с этой даты.
-
12 самых лучших дел, которые может совершить мусульманин
«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро — хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они — ваши братья. Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (сура аль-Бакара, аят – 220).
-
Эту ягоду Пророк (мир ему) рекомендовал употреблять беременным женщинам
В хадисах сказано о пользе этой ягоды для беременных и кормящих женщин. Современная медицина подтверждает это – поскольку содержащиеся в ней фолиевая кислота, железо и витамины группы В, положительно влияют на внутриутробное развитие плода.
-
10 легких вознаграждаемых дел
Каждый день, каждая минута, каждое мгновение человеческой жизни дарует ему тысячи возможностей обрести награды Всевышнего Аллаха, и для этого не нужны подвиги, достаточно совершить следующие высоко вознаграждаемые несложные акты поклонения: