«И пусть сохраняют целомудрие те, кто не может вступить в брак»: история ниспослания аята

Фото: Anucha Naisuntorn/ shutterstock.com

Фото: Anucha Naisuntorn/ shutterstock.com

وَلْيَسْتَعْفِفِ الَّذِينَ لَا يَجِدُونَ نِكَاحًا حَتَّى يُغْنِيَهُمْ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ
وَالَّذِينَ يَبْتَغُونَ الْكِتَابَ مِمَّا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ فَكَاتِبُوهُمْ إِنْ
عَلِمْتُمْ فِيهِمْ خَيْرًا وَآتُوهُم مِّن مَّالِ اللَّهِ الَّذِي آتَاكُمْ وَلَا
تُكْرِهُوا فَتَيَاتِكُمْ عَلَى الْبِغَاء إِنْ أَرَدْنَ تَحَصُّنًا لِّتَبْتَغُوا عَرَضَ الْحَيَاةِ
الدُّنْيَا وَمَن يُكْرِههُّنَّ فَإِنَّ اللَّهَ مِن بَعْدِ إِكْرَاهِهِنَّ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

 «И пусть сохраняют целомудрие [избегают прелюбодеяния] те, кто не может вступить в брак [из-за отсутствия средств на махр и на обеспечение семьи], пока Аллах не обогатит их из Своих щедрот [и у них появится возможность вступить в брак]. Те [рабы и рабыни], кто хочет заключить договор «китаба» [договориться об освобождении из рабства за определенную плату или имущество], то заключите с ними такой договор, если вы видите в них хорошее [они достойны доверия и могут заработать сумму, достаточную для освобождения], и поделитесь [вы, их хозяева] с ними из того имущества, которое Аллах дал вам [помогайте им ускорить освобождение]. Не принуждайте ваших рабынь к распутству ради земных благ, [тем более] если они [сами] стараются сохранить целомудрие. Если кто-то принудит их к этому [то пусть покается и перестанет], ведь Аллах и после принуждения [этих рабынь] – Прощающий, Милующий [их]» (Ан-Нур, 33).

Мукатиль ибн Хайян говорит: «Согласно полученным нами сведениям, аят был ниспослан про двух человек, принуждавших своих невольниц к блуду. Одну из них, принадлежавшую одному ансару, звали Мусайка. Другую невольницу, хозяином которой был ‘Абдуллах ибн Убайй, звали Умайма Умм Мусайкой. В таком же положении оказались невольницы по имени Муаза и Урва.

Две из них – Мусайка и Умм Мусайка – пришли к Пророку ﷺ и рассказали ему о своем положении. После этого Аллах Всевышний ниспослал об этом аят: «Не принуждайте своих невольниц к блуду ради обретения тленных благ мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие» (Ибн Касир, внп, VI, 59).

В одном сообщении Абу Салиха, переданном от Ибн ‘Аббаса, говорится, что человеком, который пришел к Пророку ﷺ и попросил дозволить прелюбодеяние не принадлежавшей ему невольнице, был сам ‘Абдуллах ибн Убайй.

Согласно этому, однажды ‘Абдуллах ибн Убайй привел к Расулюллаху ﷺ одну очень красивую невольницу по имени Муаза и сказал: «Эй, Посланник Аллаха! Эта невольница принадлежит сиротам такого-то человека. Может, велим ей заняться блудом, чтобы эти сироты воспользовались ее заработком?»

Пророк ﷺ соизволил сказать: «Нет!»

После того, как ‘Абдуллах ибн Убайй настойчиво попросил еще раз, был ниспослан этот аят (Рази, внп, XXIII, 220).

Из книги «Азбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle