Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 101. Разъяснение того, что у рабов Аллаха имеются меры (тадбир), и ничто, кроме Божьего предопределения (такдир), их не изменит
[Если] кто-то отсрочил [принятие] меры,
Сделал он или не сделал, предопределение сделало.
Если меры принимаешь, это все ошибочно,
Хотя эти меры чрезмерные и [исходят] от Аллаха.
Сколько людей к мерам обращались,
Цари и владыки великие-великие.
Так не предпринимай мер чрезмерных, ибо плохи они.
На пути твоем они подобны скотине и диким зверям.
Привяжи себя к предопределению Его,
Ибо это дело доброе и весьма благое.
Однако тот меры предпринял в дурном деле,
Сказал: «Эта мера прочной преградой является».
Не знал он о предопределении Единого,
Ведь такая мера так же является дурной.
Слышал ли ты, что один товарищ [по отношению] к товарищу [своему]
Предпринял меру дурную в [свое] время?
Сказал он: «Почему этот владыкой является,
Имеет одежду и облаченье, серебро и золото?
Сколько мне еще прислуживать, о такой-то,
Ради него то одним, то другим?».
Философствовать стал он в своем деле,
Дурную меру предпринял [по отношению] к своему товарищу.
Не ведал он о предопределении Божьем,
Денно и нощно он много мер предпринимал.
Когда настиг его приговор [Аллаха], глаза [навечно] он сомкнул,
Все те меры ушли вместе с ним.
Так приди же сегодня, если ты разумен,
Хотя и юн ты, товарищем счастливым являешься.
В отношении товарища своего дурных мер
Никогда не предпринимай, побойся Единого.
Если роешь ты яму товарищу своему,
Прежде [него] ты упадешь в нее, клянусь Аллахом!
Посему, оставь ты дурные меры,
Взор свой к предопределению Божьему обрати.
Предопределению Божьему подвластны избранные и простолюдины,
Будь они зрелыми или незрелыми.
Хотя и предпринимают меры люди в мирской жизни,
Дабы поменялись звезды, дни и ночи,
Перед предопределением Божьем они ничтожны,
Поскольку предопределение предшествует кафу и нуну (творению – прим. ред.).
Если и хорошее, и плохое – все от предопределения Его,
То какие [могут] тут быть препирательства и споры?
Все эти препирательства и меры
Также являются предопределенными для нас Аллахом.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.