Дозволено всё, что не запрещено: 9 правил харама и халяля в науке усуль аль-фикх
Основы фикха (усуль аль-фикх) – наука, изучающая доводы исламского права, а также методы их использования. Эта наука помогает людям понимать религию в целом, поэтому имам аль-Газали (да помилует его Аллах) говорил, что перед изучением фикха необходимо изучать усуль аль-фикх.
Одной из главных тем, что изучает усуль аль-фикх, является тема «халяля и харама» (дозволенного и запрещенного в исламе). Ученые фикха тщательно изучают различные вопросы, связанные с запретами Всевышнего. Всего они выделяют 9 правил относительно Его запретов.
1. Дозволено все, что не запрещено
«Основа во всём – дозволенность» - согласно этому правилу, без довода нельзя говорить о запрете чего-либо. Данное правило было выведено учеными фикха, которые опирались на следующие коранические аяты: «Он - Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (аль-Бакара, 29),
«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих» (аль-Джасия, 13).
В одном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!» (ад-Даракутни)
Из этих аятов и хадисов мы можем понять, что все блага этого мира были созданы для людей. Запреты больше являются исключением из правила, ведь всё в основе разрешено.
Когда разрешенное становится запрещенным?
Что в Исламе подразумевается под понятием "запрет дозволенных вещей?"
2. Только Аллах дозволяет и запрещает
Ни у кого из созданий нет права запрещать или дозволять что-либо. Даже пророки лишь передавали веления Господа, а сами они без позволения Аллаха не могли ничего запрещать или дозволять.
Великий сподвижник, Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах) был христианином до того, как принял ислам. Однажды Пророк прочел при нем аят:
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме Которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (ат-Тауба, 31).
Ади возразил: «Посланник Аллаха! Но ведь христиане не поклоняются им». Пророк (мир ему) ответил: «Разве они не считают дозволенным то, что дозволяют их (священники), и не считают запретным то, что они запрещают? Это и является их поклонением» (ат-Тирмизи).
3. У людей нет нужды в том, что запретил Всевышний
Ислам не запретил то, в чём нуждаются люди. Если есть запрет на что-либо, то это либо несёт в себе абсолютный вред, либо вреда в нём больше, чем пользы. В алкоголе, например, есть и польза, и вред, однако вреда в нем намного больше.
Власть полноценно принадлежит Аллаху, Который поступает так, как считает нужным, и никто не способен отменить Его решения. Если бы Он пожелал, то запретил бы для нас некоторые дозволенные вещи. Однако Он из Своей милости, запретив определённые вещи, дозволил все остальное. Аллах запретил шёлк для мужчин, но разрешил для них другие ткани. Он запретил свинью и мясо некоторых других животных, но разрешил огромное количество других продуктов.
Мужчины, надевшие эту одежду в мирской жизни, никогда не увидят ее в следующей...
Следовательно, Всевышний Аллах не лишит этого человека одеяний из шелка в Райской обители, прощая его грехи, совершенные в земной жизни...
Продолжение следует…
Из книги «Гюнлюк хаятымызда халяллар ва харамнар», Хайретдин Караман
Читайте также:
-
Чтение Корана за имамом в намазе
В кыраат входит обычно два пункта: первое – это чтение суры “ Фатиха”, а второе – чтение другой суры или нескольких аятов после «Фатихи». Разногласие заключается только в том, должен ли муктади читать суру “ Фатиха” за имамом или нет? Другую же суру или несколько аятов после “Фатихи” для муктади не разрешает читать никто. Чтения Корана имамом, по мнению всех имамов, для муктади достаточно.
-
В чем заключается польза совершения намаза с джамаатом?
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
В аяте Священного Корана: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» поощряется совершение намаза с джамаатом. Потому что награда за намаз, совершенный с джамаатом, превосходит награду за намаз, совершенный в одиночестве, в двадцать семь раз.
Джамаат – это связь, которая устанавливается между имамом и людьми, следующим имаму. Ислам установил между мусульманами целый ряд средств, социальных отношений, необходимых для выполнения поклонений в определенные промежутки времени.
-
Все о дуа: условия, время, место совершения дуа
Все, что нужно знать о сильнейшем оружии, которое способно изменять судьбу в данной статье
-
4 самых великих ученика Абу Ханифы
У Абу Ханифы было множество учеников, число которых невозможно сосчитать. Он обладал большим количеством учеников и приверженцев, подобно которому не обладал никто из известных ученых, живших в его время. Многие видные ученые из Мекки, Медины, Дамаска, Басры, Куфы, Алжира и других городов и стран учились у Абу Ханифы хадисам и исламскому праву. В книге «‘Укуд аль-джамман фи манакиб аль-имам Аби Ханифа ан-Ну‘ман» приводятся имена 800 учеников Абу Ханифы.
-
Можно ли настойчиво совершать дуа для женитьбы на девушке, в которую влюблен?
Мне очень нравится одна девушка, и я хочу на ней жениться. Я молюсь о том, чтобы всё было благополучно. Могу ли я настойчиво совершать дуа, чтобы жениться на этой девушке, и нужно ли мне прочитать намаз-истихару?
-
Таких людей Аллах назвал хуже животных...
Взгляд Корана на разум и его место в человеческой жизни заслуживает тщательного рассмотрения. Человеку предоставляется разум, который позволяет ему мыслить, и с помощью интеллекта он должен создать систему знаний.
-
"Два ангела прибыли с небес для того, чтобы распоряжаться миром..."
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
-
5 случаев, когда пророк Мухаммад (ﷺ) не смог сдержать слез
Пророк был самым смелым, сильным, самоотверженным, но в то же время очень чутким. В его жизни было немало случаев, когда его глаза наполнялись слезами... И эти случаи поистине поражают, ведь причиной наших с вами слез совсем другие…