Получив известие о кончине халифа Умара (р.а.), император Византии счел это удобным моментом и напал на Муавию.
Узнавший об этом халиф Усман направил к нему на помощь Абдуллаха б. Аби Сарха и Абдуллаха б. Зубайра.
Когда два войска приблизились к друг другу и стал известен день, когда состоится сражение, Абдуллах б. Зубайр сказал Абдуллаху б. Сарху: «У византийцев и франков много воинов, а у нас их мало. Мы сможем победить их только хитростью. Пока сражение не началось, ты оставайся здесь со своими воинами и жди. Как только услышишь от меня слова такбира, атакуй византийцев. Согласно полученным мной сведениям, византийский император расположился отдельно от войска. Он сидит с несколькими певицами под сделанным из страусиных перьев навесом».
Абдуллах б. Аби Сарх стал ждать в полной готовности. Абдуллах б. Зубайр ушел, взяв с собой тридцать воинов. Они сообщили византийцам, что прибыли в качестве парламентеров.
Воины сопроводили их к месту расположения императора. Абдуллах б. Зубайр сказал своим воинам: «Встаньте между мной и византийскими солдатами, чтобы они не видели, что я делаю. Если же они увидят, то постарайтесь их ненадолго задержать, а я завершу свое дело».
Верхом на коне он помчался к месту нахождения императора. Увидев его, две наложницы кинулись к кайсару, ища у него защиты. Абдуллах б. Зубайр зарубил мечом всех троих и произнес такбир.
Тридцать его воинов также громко повторили такбир. Как только Абдуллах б. Сарх услышал звуки такбира, тоже произнес такбир и во главе исламского войска атаковал византийцев. Десять тысяч вражеских воинов были порублены мечами.
Огромное войско было разгромлено благодаря умелым действиям Абдуллаха б. Зубайра. Несколько византийских городов перешли в руки мусульман. Абдуллах б. Аби Сарх (р.а.) захватил провинцию Мадаин и заставил платить харадж.
В двадцать шестом году по хиджре достопочтенный Усман выкупил и снес множество домов рядом с Каабой. Так был расширен Харем-и Шариф.
В двадцать восьмом году по хиджре пришло известие, что народ Хорасана не подчиняется указам. Достопочтенный Усман послал туда Са'да б. Аса и поставил их на путь истинный. Кроме того, в том же году произошли разногласия относительно манеры чтения Корана, о чем было сказано выше.
Поучительная история принятия ислама: «На западе и на востоке все боятся этого человека»
В тридцатом году по хиджре перстень Посланника Аллахаﷺ из руки хазрати Усмана упал в колодец Арис. Несмотря на долгие поиски, его не смогли найти.
В том же году достопочтенный Муавия организовал военный поход в Константинополь.
В тридцать втором году по хиджре произошел мятеж Абдуллаха б. Сабы. Этот иудей во времена достопочтенного Умара стал мусульманином, однако в душе оставался иудеем. Ему давно хотелось устроить фитну в исламе, но предпринятые халифом Умаром (р.а.) меры не давали ему возможности начать этот мятеж.
Когда халифом стал Усман (р.а.), у него появилась желанная возможность, и он начал распространять свою фитну. Объявив, что халиф Усман (р.а.) выступает против того, что было сделано шейхайном (достопочтенными Абу Бакром и Умаром), он настраивал мусульман против него. Он даже старался распространить среди людей мнение, что выступать против халифа Усмана является ибадатом.
Это интересно: Как соблюдать равновесие между аскетизмом и богобоязненностью?
Одна группа мусульман пришла к хазрати Али. Жители Басры пришли к Зубайру б. Авваму, а жители Куфы явились к досточтимому Тальхе. Назидания этих великих людей принесли им пользу. Они исправили свои убеждения.
Однако позже они вновь стали смутьянами и решили заставить хазрати Усмана замолчать, отстранить его от власти халифа, а если это не получится, тогда убить его. Они накинулись на хазрати Усмана с такими вопросами:
«Посланник Аллахаﷺ и шейхайн (достопочтенные Абу Бакр и Умар) на Арафате сократили намаз. Почему же ты совершил полностью?»
Достопочтенный Усман ответил: «На Арафате собралось множество людей с востока и запада, только недавно ставших мусульманами. Если бы я не прочел намаз полностью, то они подумали бы, что намаз надо читать таким образом, и совершили бы ошибку. Они не знали бы, что сокращение намаза на Арафате является сунной».
В качестве второй проблемы они сказали следующее:
«Посланник Аллахаﷺ и шейхайн (достопочтенные Абу Бакр и Умар) высоко ценили Абу Зарра Гифари(ра). Когда он находился в Шаме рядом с Муавией, последний назвал «бейтулмал муслимин» «бейт-и малуллахом». Абу Зарр Гифари не согласился с ним, говоря ему: «Ты называешь это принадлежащим Аллаху имуществом (бейт-и малуллахом) для того, чтобы по своему усмотрению расходовать общее достоянние всех мусульман. За это ты ответишь перед Аллахом Всевышним. Но за расходование бейтулмала ты должен должен отвечать и перед мусульманами». Разгневавшись на него, он покинул Шам и прибыл в Лучезарную Медину. А ты выставил его из Медины и отправил в разрушенное селение».
Халиф Усман ответил так: «Абу Зарр сказал мне в лицо резкие слова. Чтобы эти его слова не распространились среди невежд и не нанесли ущерба исламу, я отдалил его из Медины».
В качестве третьей проблемы они сказали следующее:
«Ты оставил уплату закята на усмотрение обладателей имущества, которые отдают его тем людям, кому их душа пожелает. Между тем, раньше закят собирали амили (сборщики налогов)».
Халиф Усман ответил: «Амили силой отбирают закят у владельцев против их желания и во вред закяту. Я дал владельцам имущества свободу в этом вопросе с тем, чтобы они сами приносили закят и сдавали в бейтулмал.
В качестве четвертой проблемы они сказали следующее:
«Хакема б. Аса и Марвана б. Хакема из-за их раздоров Посланник Аллахаﷺ выгнал из Лучезарной Медины. Ты снова привел их в Медину».
Хазрати Усман ответил: «Во время последней болезни Расулюллаха я попросил у него разрешения привести их. Они дали такое разрешение. Я сообщил об этом Абу Бакру и Умару. Они попросили привести свидетелей. Однако свидетелей не нашлось. Став халифом, я воспользовался данным мне Посланником Аллаха разрешением и привел их обратно».
В качестве пятой проблемы они сказали следующее: «Ты проявляешь слишком большую благосклонность к роду Умайи, увеличиваешь их достояние».
Хазрати Усман ответил: «Как всем известно, Аллах Всевышний дал мне богатство. Я всегда оберегал родственные узы. В последние дни моей жизни как же мне отказаться от этого положения и такой привычки, которая мне по нраву? Я ничего не отдавал моим родственникам из бейтулмала, всегда отдавал из своего имущества».
В качестве шестой проблемы они сказали следующее:
«Почему ты, отделив несколько экземпляров Корана, остальные сжег?»
Хазрати Усман (р.а.) ответил: «Мне сообщили, что существует разница в разных вариантах Корана. И чтобы не родилась фитна в исламе, чтобы не говорили об исламе плохо, я велел сжечь экземпляры Корана кроме основного мусхафа».
В качестве седьмой проблемы они сказали следующее:
«Хазрати Абу Бакр (р.а.) из уважения к Посланнику Аллаха ﷺ стоял на минбаре на одну ступеньку ниже. Умар б. Хаттаб (р.а.) также из уважения к Абу Бакру читал хутбу, стоя на одну ступеньку ниже той, на которой стоял он. Ты же стоял на той ступени, на которой сидел Посланник Аллаха ﷺ».
Хазрати Усман (р.а.) ответил: «Если бы я продолжил это, то со временем пришлось бы копать колодец и из нее читать хутбу».
В качестве восьмой проблемы они сказали следующее: «Ты потерял перстень Посланника Аллаха ﷺ».
Хазрати Усман (р.а.) ответил: «На глазах у асхабы-кирама он упал в колодец Арис. Сколько мы его ни искали, не смогли найти. Мы лишились этой высокой чести».
В качестве девятой проблемы они сказали следующее: «Ты запретил пасти наших животных в аль-Баки».
Хазрати Усман (р.а.) ответил: «Чтобы животные из бейтулмала могли там свободно пастись, я запретил пускать туда других животных».
Халиф Усман (р.а.) погасил зарождающуюся фитну, дав нужный ответ на каждый заданный вопрос, а также благодаря усилиям хазрати Али.
Шамседдин Сиваси «Предания о четырех халифах»
Все фото: elements.envato.com