«О, верующие! Если вы подчинитесь группе людей, которым дана Книга (и которые стараются отвратить вас от ислама), они превратят вас в неверующих после того, как вы уверовали. Как вы можете не верить, когда вам читают аяты Аллаха, и среди вас Его Посланник? Кто крепко держится за (религию) Аллаха, тот действительно наставлен на прямой путь» Алю Имран, 100-101).
Помимо риваята, в котором сообщается, что эти аяты были ниспосланы в отношении Ауса ибн Кайзи и Джаббара ибн Сахра, поддавшимся на подстрекательства Шаса ибн Кайса, имам Табери также приводит другой риваят, переданный от Судди, в котором сообщается, что эти аяты были ниспосланы в отношении Салябы ибн Ганама аль-Ансари.
Между Салябой и группой ансаров имел место конфликт. Один человек из племени Бану Кайнука стал распространять интриги и сплетни между ними. В конце концов конфликт приобрел настолько серьезный масштаб, что племена Аус и Хазрадж взялись за оружие. Еще немного и они начали бы убивать друг друга. И тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты (Табери, Джамиуль-Байан, 4/17).
«О, верующие! Бойтесь Аллаха (выполняя Его повеления и избегая того, что Он запретил) как должно Его бояться и умирайте, только будучи мусульманами (то есть придерживайтесь ислама так ревностно, чтобы быть верующими в момент, когда вас настигнет смерть)!» (Алю Имран, 102).
В соответствии с риваятом, переданным Ибн Абу Хатимом от Саида ибн Джубайра, когда был ниспослан аят «О, верующие! Бойтесь Аллаха (выполняя Его повеления и избегая того, что Он запретил) как должно Его бояться...», то мусульманам это показалось очень тяжелым, они стали проводить все ночи напролет в поклонении. Они совершали так много намазов, что их ноги затекали, а на лбах образовались раны. И тогда в качестве облегчения Аллах Всевышний ниспослал аят «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей...» (ат-Тагабун 64/16).
Наряду с этим известным риваятом Саида ибн Джубайра, по поводу причины ниспослания этого аята также существует риваят, переданный Ибн Хумайдом, Ибнуль-Мунзиром и Ибн Абу Хатимом от Икримы, в котором сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении племен Аус и Хазрадж.
Незадолго до того, как посланник Аллаха ﷺ почтил Медину своим переездом, произошла битва дня Буас. Когда посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, то он примирил между собой эти два племени. В связи с чем Аллах Всевышний и ниспослал этот аят (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/283).
«Вы все держитесь крепко за религию Аллаха и не разделяйтесь. Помните о милости Аллаха к вам, когда вы были врагами, а Он сплотил вас, и вы по милости Его стали братьями. Вы были на краю огненной пропасти, а Он спас вас от нее. Таким образом Аллах объясняет вам Свои аяты, чтобы вы пошли верным путем» (Алю Имран, 103).
В риваяте, переданном Ибнуль-Мунзиром от Мукатиля ибн Хаййана, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении двух человек из числа ансаров, один из которых принадлежал племени Аус, а другой был из племени Хазрадж. Во времена джахилии (невежества) эти два племени постоянно конфликтовали между собой, и зачастую эти конфликты носили вооруженный характер. Когда посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, то он помирил эти два племени.
Однажды после этого, находясь в одном собрании эти два человека из разных племен стали хвастаться друг перед другом, затем они стали ругаться и оскорблять друг друга, в итоге дело дошло до того, что представители этих двух племен направили свои копья друг на друга. И вот по этому поводу был ниспослан данный аят (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/287).
Фото: shutterstock.com.