Фото: Yusnizam Yusof / Shutterstock.com.
Один человек продолжительное время прислуживал пророку Мусе ‘алейхис-салям. Со временем этот человек стал очень богатым. Муса ‘алейхис-салям, не видя больше рядом с собой этого человека, стал о нем расспрашивать, но не нашел его следов.
В один из дней к пророку Мусе ‘алейхис-салям пришел человек, ведя на черном поводке огромного борова. Муса ‘алейхис-салям обратился к нему с вопросом:
– Я долгое время отыскиваю человека, который долгое время был у меня в услужении. Не видал ли ты его?
– Вот этот боров, которого ты видишь рядом со мной, как раз и есть тот самый человек, которого ты ищешь.
Пока вы не произнесете эти слова, между дуа и Аллахом будет завеса
Муса ‘алейхис-салям взмолился своему Господу:
– Господи! Верни этому человеку прежний его облик!
Всевышний сказал:
– О Муса! Даже если ты станешь молиться, как молились Адам ‘алейхис-салям и другие Мои любимые рабы, всё равно Я не верну этому человку его прежний облик. Однако Я расскажу тебе, что же сделал этот человек. Используя Мою религию, этот человек приобрел мирские блага и стал очень богатым.
Не надо скрывать знания от тех, кто способен их освоить. Передавать же знания тем, кто не способен их понять, значит, тратить их зря. Человеку, который обучает, в обоих случаях придется держать отчет в ахирате.
В аяте сказано:
«И Аллах взял обещание с тех, кому дана была Книга (из иудеев и христиан): «Вы обязаны объяснять ее людям, не скрывая ничего». Но они отбросили его за спины (обещание, нарушив его) и продали его за ничтожную цену. Плохо же то, что они приобрели! (гоняясь за земными благами, они обеспечили себе вечное наказание)» (Алю ‘Имран, 187).
В другом аяте говорится:
«Но, поистине, некоторые из них (упорствующих в неприятии Ислама) скрывают истину сознательно» (Аль-Бакара, 146).
Из этих аятов становится понятным, что скрывать знания запрещено. Человек, который учит, должен говорить понятным для ученика языком и объяснять так, чтобы его разум мог это воспринять. По этому поводу было сказано: «Говори с людьми соответственно их уму».
Достопочтенный ‘Али радыяллаху ‘анху так обращался к неуверовавшим: «Если вы правы в том, что говорите, то и вы спасетесь, и мы спасемся. Если же сказанное нами правда, то спасемся мы, а вы погибнете. Неверующие сказали: «Поистине, сказанное тобою – правда».
Культ святых в российском исламе
Хазрати ‘Али радыяллаху ‘анху говорил так вовсе не из-за того, что сомневался в себе и в своей вере. Он говорил это с учетом того, что думают стоящие перед ним люди. В хадисе также говорится: ِ
«Кто станет скрывать свои знания, когда его спросят, того Всевышний Аллах обуздает огненными удилами в Судный день».
А еще в хадисе сказано: «Мои преемники, которые придут после меня, будут милостью Аллаха».
Когда у него спросили:
– О Посланник Аллаха! Кто же те преемники, которые придут после вас?
– Это те, кто будет любить мою Сунну и обучать ей рабов Аллаха».
Фото: Anas-Mohammed / Shutterstock.com.
Из книги «Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»