Прежде чем сказать о своей нужде людям, человек должен сообщить о ней Всевышнему. Поэтому сунной является следующее: надо совершить омовение и прочитать намаз в два ракаата, а затем обратиться к Аллаху с мольбой об исполнении своих нужд. После этого в четверг встать пораньше, прочитать последние аяты суры али Имран, аят аль-Курси, суру Кадир и суру Фатиха.
В конце надо вознести хвалу и благодарность Аллаху. И затем прочесть суру Ихлас, после чего произнести салават нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
Потом надо пойти к самому богобоязненному и благочестивому человеку среди знакомых людей. Если же такого не найдется, то нужно пойти к самому знатному человеку. Если и такого не найдется, то надо пойти самому щедрому, милосердному или приветливому человеку.
Обратившись со своей просьбой к человеку, обладающему такими качествами, надо быть с ним любезным, даже если он не сможет исполнить твою просьбу. Свою просьбу надо излагать наедине, не при всех. При этом не нужно расхваливать этого человека, лебезить перед ним.
Не нужно оказывать ему чрезмерную почтительность, не надо стараться угодить ему, унижая других мусульман. Когда твоя просьба будет исполнена, надо вознести благодарность Аллаху и произнести дуа с пожеланием добра тому человеку, посредством которого ты был избавлен от нужды. Даже если вернешься от этого человека с пустыми руками, всё равно нужно возблагодарить Аллаха и не ругать этого человека за то, что он не исполнил твою просьбу.
Надо сказать себе, что так было суждено, и спокойно удалиться. Когда идешь о чем-то просить, надо шагать степенно, с достоинством, идти медленным шагом. Не нужно торопиться, чтобы не было заметно твое страстное желание. Исполнение своей нужды надо посчитать за благо, а в том человеке видеть милость Аллаха.
Тот, к кому обращаются с просьбой, тоже должен воспринять это, как хорошую возможность сделать добро, и постараться помочь просителю. За это он получит саваб, равный расстоянию, пройденному просителем. В той же мере повысится его достоинство. Встретившись с трудностями, не нужно слишком переживать, беспокоясь о том, что тебе некому помочь. Надо верить, что вслед за этим придет и радость. Придет время, и человек вновь обретет счастье и покой, поскольку за каждой трудностью последует облегчение. Как сказал поэт: «Оказавшись в беде, жди радостных дней. Ибо радость идет тотчас вслед за ней».
Терпеливо ждать, когда беды закончатся, – это тоже ибадат. В хадисе сказано: «Если человек, попавший в стесненное положение, тысячу раз произнесет «Ля хавля ва ля куввата илля билляхиль алийиль азим», то Аллах облегчит его положение».
Хазрати Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Ко мне пришел один мукатиб и сообщил, что не смог найти деньги, чтобы заплатить хозяину за свое освобождение. Я же сказал ему: «Я научу тебя нескольким словам, которым меня научил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Даже если у тебя будет целая гора долгов, Аллах даст тебе возможность оплатить их. Он соизволил сказать: «Аллахуммакфини би халяика ан харамика вагнини фазлика аннем сивак».
Смысл дуа: «Аллах мой! Отдали меня от того, что Ты запретил, и обеспечь меня разрешенным. Своей милостью сделай меня не нуждающимся в других».
Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передал от нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Есть один намаз в двенадцать ракаатов. Каждому, кто днем или ночью, читая этот намаз, в каждом ракаате прочтет «Фатиху» и одну дополнительную суру и после двух ракаатов совершит приветствие, в последнем же ракаате, сидя в ташаххуде, не совершая приветствия, семь раз прочтет суру «Фатиха», семь раз – «Аят аль-Курси» и десять раз произнесет «Ля иляха илляллаху вахдаху ля шарика лях. Ляхуʼль мульку ва ляхуʼль хамду ва хува аля кулли шейʼин кадир», затем скажет «Аллахумма инни асʼалюка бимакʼадʼдил иззи мин ашрика ва мунтахар рахмати мин китабика ва бисмикаль азам ва джаддикаʼль аʼля ва калиматикат таммати ан тагдийя хаджати» и назовет свою нужду, Аллах исполнит его нужду».
После этого наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не учите этому неразумных, поскольку это принимаемая дуа».
Об этом упомянули Имам Джазари в книге «Хусну’ль Хасин» и Имам Байхаки, автор книги «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб», который также говорил, что он испытал это на собственном опыте, и что это помогало исполнять его нужды. Мы также говорим, что Имам Вахиди в «Китаб ат-дуа» сообщает об этом, и в его иснаде нет ни одного человека, который не был бы ученым. Он тоже говорил, что испытал это на собственном опыте, и что его нужды исполнялись.
Имам Газали (да пребудет с ним милость Аллаха) в своем труде под названием «Возрождение религиозных наук» после разъяснений о истихара-намазе, пишет так: «Кто оказался в нужде и корчится от беспомощности, пусть совершит этот намаз».
Об этом же сообщает Вахиб (да пребудет с ним милость Аллаха). Это одна из тех молитв, которые не отвергаются. Человек совершает намаз в двенадцать ракаатов и в каждом ракаате этого намаза читает суру Фатиха, Аят аль-Курси и суру Ихлас.
По окончании намаза он тотчас произнесет: «Субханаллязи лейсал иззу илля бихи, субханаллязи театтафебилмаджди ва такаррама бихи Субханналлязи ахза кулле шей’ин би илмихи, Субханаллязи ля йенбаги ат-тасбиху илля леху. Субхане зил-менни ва фадли, субане зил-иззи валь кереми, сунхабе зит-тавли валь джуди ван-ниами, ас’алюка би микаиди иззике мир аршике ва мунтахар-рахмати мин китабика ва бисмике’ль азами ва джеддике’ль аля ва калиматикат-тамматиллети ля йуджавизухунне беррун веля фаджирун ан тусаллийе аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад».
После этого он сообщит о своей нужде, в которой не содержится ничего греховного. По воле Аллаха его молитва будет принята. Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передал этот намаз от нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Продолжение следует...
Из книги «Исламский путь»