Фото: elements.envato.com/ YuriArcursPeopleimages
Очень часто сердце человека сжимается из-за тревоги по поводу того, что с человеком может произойти какое-то бедствие. Печаль и тревога — это разные вещи. Печаль возникает из-за того, что было раньше, тогда как тревога возникает в связи с будущим. Точно так же страх и трусость совершенно разные вещи: трусость является недостатком гнева и не требует наличия страха.
Страх возникает вследствие переживаний по поводу возможной бедности, болезни или возможного вреда, который могут нанести человеку другие созданные. Страх бедности является очень скверным чувством. Так как очень многие пророки и в частности пророк Мухаммад ﷺ, а также многие праведники и аулия, жили в бедности. Бедность является признаком блага и счастья.
Страх перед бедностью означает восприятие ее как некоего бедствия и трагедии. Но даже если бы бедность была бедствием и несчастьем, то бояться ее означало бы строить дурные предположения в отношении Аллаха Всевышнего.
Ибн Масуд и Абу Хурайра (радыйаллаху анхума) рассказывали: «Однажды посланник Аллаха ﷺ пришел домой к Билялу (радыйаллаху анху). Билял (радыйаллаху анху) достал для посланника Аллаха ﷺ единственный финик, который был у него.
Посланник Аллаха ﷺ спросил: «О, Билял! Что это?». Билял (радыйаллаху анху) ответил: «Это для тебя».
В другом риваяте говорится: «Я оставил его для гостей».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Разве ты не боишься того, что это может стать для тебя туманом в Аду? О, Билял! Раздавай имущество на пути Аллаха, и не бойся того, что богатства Властелина Арша уменьшатся».
В другом риваяте говорится: «Разве ты не боишься того, что это может стать для тебя кипящим паром в Аду?».
В другом риваяте говорится: «Разве ты не боишься того, что тебя может коснуться дым от огня Ада?» (Таберани, Муджамуль-Кябир, 10/155 (№ 10300); Хайсами, Маджмауз-Заваид, 10/420 (№ 17777); Байхаки, Шуабуль-Иман, № 1345).
Как защититься от тревоги и беспокойства?
Фото: elements.envato.com/ drazenphoto
Средством, которое позволит искоренить все эти страхи и волнения человека, касающиеся мирской жизни, является устранение причин этих страхов. Таких причин насчитывается три:
1) Страх умереть от голода или заболеть.
2) Страх потерять привычные блага мирской жизни.
3) Страх перед работой, а также страх оказаться в ситуации, когда человек будет вынужден побираться.
Самым коротким путем избавиться от этих причин, является осознание того, что все это является дурным предположением (подозрением) в отношении Аллаха Всевышнего. Тогда как мы обязаны думать об Аллахе только хорошее.
Что же касается другого пути избавления от этих причин, то он заключается в понимании следующего:
Вне всякого сомнения, смерть — неизбежна. Произойдет ли она внезапно, или вследствие чего-то, что станет ее причиной, но она обязательно придет. И если человеку было предопределено, что причиной его смерти станет голод, то даже если у него будет все золото этого мира, он не сможет изменить этого предопределения. Если же человеку предопределено умереть от чего-то другого, то он ни за что не умрет от голода. А кроме того, есть ли какая-нибудь разница в том, как умереть, голодным или сытым? Поэтому тебе надлежит проявлять довольство судьбой.
То же самое касается и болезней. Если она была предопределена, то непременно поразит человека. И ни бедность, ни богатство, никак не смогут повлиять на это. Наоборот, ты можешь видеть, что больных среди богатых людей гораздо больше, чем среди бедных. Всё, что доставляло тебе удовольствие и наслаждение, пройдет и исчезнет. А раз так, то как может разумный человек бояться нескольких дней бедности, вызванных исчезновением этих благ и наслаждений.
И даже если человек смириться с потерей наслаждений и удовольствий вследствие бедности, то следует помнить о том, что пророки и праведники всегда работали и зарабатывали на жизнь своим трудом. Поэтому источником страха перед работой является либо высокомерие, либо показуха, либо лень. Если же человек оказался вынужденным просить подаяние, то это является разрешенным.
Что же касается страха перед болезнями, то она может возникнуть из страха лишиться удовольствий и наслаждений, о чем говорилось выше, где в том числе было упомянуто средство избавления от этого.
Или же тревога по поводу возможных болезней может возникнуть из-за страха, что человек не сможет совершать поклонения и его вознаграждение (саваб) уменьшится. Это является чистым невежеством. Так как в хадисах говорится о том, что если человек по причине болезни не сможет выполнять поклонения, которые он до этого выполнял постоянно, то все равно ему будет записано вознаграждение за них.
Более того, это вознаграждение может быть увеличено благодаря терпению, проявленному в болезни. Кроме того, в хадисах говорится о том, что когда в судный день те, кто умер здоровым увидят какого большого вознаграждения удостоились те, кто при жизни болел, то они пожелают, чтобы их тела были разрезаны ножницами.
Поэтому, если ты вдруг заболеешь, тебе необходимо проявлять терпение. Если же ты испугаешься, что не сможешь вытерпеть этого, тогда следует просить у Аллаха Всевышнего исцеления, повторяя следующее дуа, с которым обращался посланник Аллаха ﷺ.
Фото: Satura/ elements.envato.com
Передается от Умара (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха ﷺ каждое утро и вечер говорил следующие слова:
أَللَّهُمَّ اِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَافِيَةَ فِي الدُّنْيَا وَ الْآخِرَةِ أَللَّهُمَّ اِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَ الْعَافِيَةَ فِي دِينِي وَ دُنْيَايَ وَ أَهْلِي وَ مَالِي أَللَّهُمَّ اسْتُرْ عَوْرَاتِي وَ آمِنْ رَوْعَاتِي أَللَّهُمَّ احْفَظْنِي مِنْ بَيْنِ يَدَيَّ وَ مِنْ خَلْفِي وَ عَنْ يَمِينِي وَ عَنْ شِمَالِي وَ مِنْ فَوْقِي وَ أَعُوذُ بِعَظَمَتِكَ أَنْ أُغْتَالَ مِنْ تَحْتِي
«О, Аллах! Я прошу у Тебя благополучия в мирской жизни и в ахирате. О, Аллах! Я прошу у тебя благополучия для моей религии и жизни, для моей семьи и моего имущества. О, Аллах! Скрой мои недостатки и даруй мне защищенность от моих страхов. О, Аллах! Защити меня от любых опасностей, которые могут подойти ко мне спереди и сзади, справа и слева, а также сверху и снизу. Бегаю к защите Твоего величия от того, чтобы попасть в какую-либо ловушку» (Ибн Маджа, Дуа, 14; Абу Давуд, Адаб, 110).
Что же касается страха того, что кто-то из созданных может причинить вред, то лекарством от этого является отказ по мере возможности от причины вызывающей этот страх, если это не наносит вреда религии. Если же отказ от этой причины может нанести вред религии, то в этом случае нужно быть готовым к возможному вреду, который могут причинить созданные.
Так как то, что предопределено, непременно произойдет. Мирские блага похожи на исчезающую тень или на сновидение спящего.Таким образом, придавать какое-либо значение исчезновению этих вещей, является не проявлением достоинства или благородства, а наоборот проявлением низости и ничтожности.
Как справиться с тревогой: 10 универсальных правил
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»