Дозволено ли целовать покойника перед его погребением?

Дозволено ли целовать покойника перед его погребением?

Людей, потерявших своих близких и родных, интересует, можно ли после всех подготовительных к похоронам процедур (омовение тела, оборачивания его в саван), открыть лицо покойника и даже поцеловать его? Также многие задаются вопросом о дозволенности омовения умершего мужа женой или умершей жены мужем.

Смерть – завершение земной жизни и начало загробной (ахират). Она не является полной кончиной человека, но лишь переселением его из одного мира в другой. Душа, отделяется от тела – инструмента, присущего только для этого мира, которое остаётся в нём, превращаясь в прах. А сама душа продолжает свою жизнь в предопределённом Всевышнем состоянии:

«Впереди у них – барзах (преграда для возвращения обратно в мирскую жизнь; загробный мир), в котором они пребудут до дня, когда они будут воскрешены!» (Аль-Муминун, 100).

В исламе термин «джаназа» означает тело умершего верующего, которое рекомендуется (мустахаб) подготовить к погребению в самые короткие сроки, согласно религиозным канонам и похоронить, прочитав над ним заупокойную молитву – джаназа-намаз.

Последний путь: мудрость омывания покойника и закрывание его досками в могиле
В исламе принято с уважением относиться к мусульманину не только при его жизни, но и после смерти. Второе проявляется в том, что верующие придают земле своего единоверца, полностью омыв, завернув его тело в чистый саван и молятся за него, поминая добрым словом.
06.07.2021
2341

Дозволено ли целовать покойника перед его погребением?

Но после того, как покойник будет омыт и завёрнут в саван, до прочтения над ним джаназа-намаз, дозволяется близким и родным посмотреть на него и поцеловать в последний раз. Это основывается на практике самого Посланника Аллаха ﷺ, когда он хоронил сподвижника Османа бин Мазуна (р.а.) и сына Ибрахима (Абу Дауд, «Джанаиз», 36).

Так поступали и его благородные сподвижники: «Когда Пророк ﷺ покинул этот мир, Абу Бакр ас-Сыддык (р.а.) открыл его лицо, обнял и, сказав: «Ваша смерть столь же прекрасна, как и ваша жизнь, о, Расулюллах!» – с уважением поцеловал его между двух бровей, после чего заплакал» (Абу Дауд, «Джанаиз», 3163).

Читайте: Для кого уготованы мучения в могиле?

Разумеется, сложно сдерживать свои чувства, когда смерть разлучает с любимыми. Но верующие всегда соблюдают границы и не проявляют чрезмерности в этом, говоря: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун»«Поистине, мы все принадлежим Аллаху и, поистине, все возвращаемся к Нему».

Дозволено ли целовать покойника перед его погребением?

Что же касается покойников женского пола, то дозволено взглянуть на их лица людям из числа махрам, однако, не следует этого делать без особой необходимости тем, кто не относится к их числу. Это считается макрух – нежелательным. И нет проблем, если женщины взглянут на лицо покойного мужчины (Касани, Бадаи ас-Санаи, I, 304-305).

Несмотря на такое положение, всё же существует разница в этом вопросе относительно супругов. В книгах по фикху ханафитского мазхаба сказано, что женщина может лично омыть тело своего покойного супруга, поскольку после его смерти, она остаётся в состоянии идды (выжидательном периоде) 4 месяца и 10 дней, в течении которого ей не дозволено выходить замуж.

То есть, оставшаяся вдовой женщина, в этот период не считается полностью свободной от обязанностей перед супругом, поэтому не считается ему чужой. Например, по завещанию сподвижников Пророка ﷺ Абу Бакра ас-Сыддыка и Абу Мусы аль-Ашари, их жёны сами омывали тела своих мужей.

Почему умерших мусульман принято называть «мархум»?
Существует мнение, что называть умерших словом «мархум» нельзя? Так ли это? И какой смысл спрятан в данном слове?
01.07.2021
3277

Но мужчина не может омыть тело своей покойной супруги, так как для него нет выжидательного срока и после её смерти, он подобен давшему ей развод и прекративший, тем самым, брачные отношения.

Согласно же остальным трём мазхабам, муж и жена беспрепятственно могут омывать тела друг друга, в случае смерти одного из них.

Дозволено ли целовать покойника перед его погребением?

Бывает, что после захоронения покойника, выясняется, что его забыли уложить лицом в сторону киблы и встаёт вопрос, нужно ли выкопать могилу и заново правильно похоронить умершего.

Укладывание покойного на правый бок лицом к кибле считается сунной, а не фардом. Поэтому, если имело место быть такое упущение, то ничего делать не требуется, ибо вскрытие могил без особых на то обстоятельств, не дозволяется.

Смерть мусульманина в пятницу
Аллах Джалля Джалялуху одарил определённые дни, как, например, ночь Предопределения, Рагаиб, Ашура, особым благословением в качестве своей милости для своих рабов. Однако «пятница – госпожа всех дней!»
04.11.2021
2965
Социальные комментарии Cackle