Фото: elements.envato.com/ Mint_Images
В Священном Коране нет чёткого заявления о запрете рисунков и занятий живописью. Насколько бы мусульманские учёные не давали комментарии о том, что рисование допустимо, исходя из высказываний, входящих в аят суры Саба:
«Они создавали Сулейману прекрасные строения, изваяния, миски, подобные водоемам, и неподвижные котлы. О род Давуда! Трудитесь в знак благодарности. Но среди Моих рабов мало благодарных» (Саба, 13), – это суждение, связанное с предметом живописи, они не посчитали достаточным, потому что оно основано только на этом аяте.
Фактические суждения о том, запрещены или допустимы рисунки, извлекаются из хадисов. В исламской традиции существует два мнения по поводу запретности и дозволенности живописи с религиозной точки зрения.
Одним из них является мнение тех, кто утверждает, что живопись – это харам. Для тех, кто придерживается этого взгляда, вне зависимости от того, есть ли тень или нет, абсолютно запрещено делать рисунки живых существ. Потому что здесь есть сопоставление с сыфатами творения Аллаха и подражание творению.
Одним из самых жёстких мнений среди представителей мазхабов в отношении изображения высказано Навави. Он сказал, что, исходя из хадисов досточтимого Пророка ﷺ об изображении и из того, что это занятие является сопоставлением с творением Аллаха, создание изображений живых существ (людей и животных), независимо от того, чем был сделан рисунок и на что он был нанесён (ткань, коврик, деньги, сосуд, стена и др.), является харамом и великим грехом; он заявил, что делать картины, на которых изображены деревья, горы, камни, пейзажи, не является запретным (Навави).
Такие учёные, как Зухри, Алуси и Куртуби, также по поводу рисунка выразили мнение о том, что запрет в хадисе является всеобщим (Шавкани, Алуси, Куртуби). Некоторые из хадисов свидетельствуют о том, что все виды живописи являются запретными:
«Самое наихудшее мучение в Судный День будут испытывать те, кто уподоблял себя Аллаху (д.д) в умении творить» (Бухари, «Либас», 91).
Фото: elements.envato.com/ т Rawpixel
«Кто нарисует картину с изображением живого, Господне наказание того в вечности будет продолжаться до тех пор, пока он не вселит в свои художества душу. Он же (художник) никогда не сможет этого сделать» (Муслим, Бухари).
«Поистине, из всех людей наиболее тяжким мукам в День воскресения подвергнутся делающие изображения» (Ахмад ибн Ханбал, Муслим, Бухари).
«Воистину, кто делает эти изображения, тот будет мучиться в Судный День. Скажут им: «Оживите то, что вы творили» (Ахмад ибн Ханбал, Муслим, Бухари).
Что касается мнения тех, кто утверждает, что живопись допустима, то, согласно этому мнению, если изображения не противоречат принципу единобожия, они не преследуют цели поклонения и благоговения и не противоречат общей морали людей, не может быть речи о их запрете.
Подавляющее большинство хадисов, рассказанных о запрете изображения, связано с мекканским периодом ислама. Запрет живописи в этот период направлен на то, чтобы полностью устранить и искоренить из сердец людей, которые только что вышли из идолопоклонства, мысль о ширке.
С другой стороны, беспокойство утверждающих, что создание изображений живых существ является харамом, относительно того, что творение в умственном смысле приведёт к ширку, неуместно. Если бы это было так, этот запрет действовал бы не только на изображение живых существ, но и на изображение неодушевленных предметов.
Основная причина, по которой запрет на изображение (живопись и скульптура) получил общее признание у мусульман, – это их боевой дух в отношении идолопоклонства. Действительно, подобные опасения были на заднем плане и тогда, когда досточтимый Пророк ﷺ во времена ислама в Мекке сначала запретил посещение могил (Муслим, «Джанаиз», 36), а затем через определённое время разрешил его.
Священная Мекка и современный стрит-арт (ФОТО)
Фото: elements.envato.com/ LightFieldStudios
Известный толкователь хадисов Бадраддин Айни (ум. 852 / 1448) интерпретировал понятие «предающий форму», упомянутую в риваяте:
«В Судный день перед Аллахом самые суровые мучения будут испытывать предающие форму» (Бухари, «Либас», 89), – как того, кто занимается живописью и скульптурой только с целью поклонения. Он сказал, что если не преследуется цель поклонения, рисовать допустимо, если соблюдаются границы халяля и харама.
Другие исламские учёные, которые говорят, что живопись допустима, также в качестве доказательства приводят хадисы, в которых говорится, что играть с куклами не запрещено.
Они также отметили, что, исходя из того, что допустимо изображать живых существ в виде вышивки и рисунка на покрывалах, если нет такой цели, как поклонение и сопоставления с сыфатами Аллаха, то делать рисунки не является плохим занятием, но также подчёркивали, что картина не должна противоречить общим принципам религии и морали. Эта точка зрения является предпочтительной с точки зрения соответствия реалиям и принципу необходимости эпохи, в которой мы живем.
Перевод Ольга Тюркмен